Английский с рождения. Миф или реальность?

Вопросом, как и когда начать обучать ребенка иностранному языку, многие родители задаются, еще когда малышу нет и года. Это оправданное беспокойство - ведь знание хотя бы одного иностранного языка в наше время превратилось из пожелания в насущную необходимость.

Мы постоянно сталкиваемся с этим при работе на компьютере, в общении, на работе и на отдыхе. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но, согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

Ученые-приверженцы раннего развития считают, что именно в первые годы жизни необходимо быть с ребенком и строгим, и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его “Я”. Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

ВОСТОК-ЗАПАД

Глен ДОМАН: «Не упустите время, пока растет мозг»

Пожалуй, самой трудной интеллектуальной задачей для любого взрослого является проблема изучения иностранного языка. Очень немногие справляются с ней настолько успешно, что могут бегло говорить на другом языке. Количество взрослых, которые свободно владеют иностранным языком и говорят без акцента, поистине ничтожно. И эти немногие люди, которые сумели овладеть языком уже в зрелом возрасте, служат предметом восхищения и зависти остальных.

Глен Доман - американский врач, окончил университет в Филадельфии в 1940 году, в 1941 году призван рядовым в американскую армию, демобилизован в чине подполковника, награжден боевыми орденами. С пятидесятых годов занимался восстановлением травмированных детей с повреждениями головного мозга. Автор книг “Как научить вашего ребенка читать”, “Как обучить вашего ребенка математике”, “Гармоничное развитие ребенка”, “Как дать вашему ребенку энциклопедические знания” и других. В настоящее время возглавляет Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. «Если какой-нибудь взрослый захочет быстро приобрести комплекс неполноценности, то все, что для этого надо сделать, - это посоревноваться в изучении иностранного языка с полуторагодовалым малышом. Если же ребенок родится в семье, где говорят на двух языках, то и он будет говорить на двух. Если в семье будут в ходу три языка - он заговорит на трех, четыре - на четырех. И так далее - предела совершенству здесь нет. И это самое большое лингвистическое чудо, которое я знаю», - утверждает Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США).

По мнению Домана, все дети являются лингвистическими гениями, и начинать развивающие занятия с ними надо буквально с нескольких месяцев. Исследуя десятки тысяч детей, которые занимались по его системе, Доман сделал вывод, что обучать годовалого ребенка намного легче, чем пятилетнего, а шестимесячного легче, чем годовалого.

В Институте развития человеческого потенциала по программе Домана уже прошли обучение десятки тысяч детей. Суть этой программы, как ее формулирует директор института Глен Доман, в том, что самым продуктивным периодом для обучения оказывается период, пока растет мозг. Именно в этот период ребенок может достичь невероятно высоких результатов практически в любой области, которую вы ему открываете. При этом на сегодняшний день во всем мире формальное обучение ребенка начинается в том возрасте, когда рост мозга уже прекратился. И на усвоение знаний, которые ребенок до шести лет схватывает на лету, уходят годы тяжелой учебы. Проведенные исследования Домана убедительно доказывают, что именно в период от рождения до трех лет мозг развивается с удивительной быстротой, а значит умственные возможности в данном возрасте уникальны. Физиологи считают, что “существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка.

Ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом.

Масару ИБУКА: «После трех уже поздно»

Другим великим теоретиком раннего развития был Масару Ибука, основатель фирмы SONY, а также директор Ассоциации раннего развития и директор организации “Обучение талантов”. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, Масару Ибука с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал “Сони”. Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации “Обучение талантов” в Мацумото он дал возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в своей книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка. В своей работе «После трех уже поздно» он изложил следующие мысли по вопросу раннего развития: «Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно, то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. То, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда.

Одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и все это на высоком профессиональном уровне, - нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Хотелось бы дать следующий совет: пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы. Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений. Как бы ни проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа часто требует осторожности и концентрации внимания, которые не нужны в игре». При специальном обучении ребенок относится к новому языку как предмету изучения, к новой игре, новому виду деятельности, он не рассматривает его как одно из средств коммуникации. Это признак искусственного билингвизма. При создании особых условий, активном подключении общения с носителем нового языка (друзьями, знакомыми, няней или гувернанткой) в течение длительного времени, новый язык тоже может стать для ребенка одним из средств коммуникации.

ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ

Павел ТЮЛЕНЕВ: «Читать раньше, чем ходить»

«Если вы мечтаете воспитать способных и здоровых детей, которые будут хорошо и отлично учиться, станут талантливыми и смогут добиться успеха, то нельзя терять времени», - считает Павел Тюленев, автор Методики Интеллектуального Развития Ребенка (МИРР), - «способности и таланты сами по себе никогда не проявятся. Факты неумолимо свидетельствуют, что понятие “изначальная одаренность” - выдумка тех, кто не умеет или не хочет развивать детей». Павел Викторович Тюленев - Президент Академии образования, социального и экономического развития, ННОУ. Педагог, социолог, информатик, автор Методики Интеллектуального Развития Ребенка (МИРР).

Тюленев предлагает не терять ценное время младенчества, а рационально использовать его для воспитания будущих склонностей ребенка. По утверждению Тюленева, главное, о чем нельзя забывать, подбирая первые развивающие «пособия» для малыша – это то, что все они должны быть действительно информативными. Родителям необходимо избавить кроху от рассматривания унылых обоев, позаботься, чтобы его не отвлекали бессмысленные яркие узоры на пеленках, шторах и мебели. Всем родителям 5-7месячных детей Тюленев рекомендует приобрести магнитную азбуку и ежедневно давать малышам играть этими буквами: перебирать, ощупывать, прикреплять их к металлической поверхности.

На вопрос родителей, не вредно ли заниматься несколькими языками сразу, Тюленев отвечает следующее: "Опыт многих столетий показывает, что это не только не вредно, но и полезно, так как ребенок становится на порядок умнее. В прошлом и позапрошлом веке любой гувернер обязан был одновременно давать ребенку от 3 лет по два-три языка. Вспомните, Евгения Онегина и его “родителя”, А.С. Пушкина. Лев Толстой одновременно изучал четыре языка, А.С. Грибоедов к совершеннолетию знал 9 языков. Сюда входила и латынь, открывавшая пусть в науку ... Она тогда играла роль нынешней математики, которая в общем виде тоже является специализированным языком. Кроме того, гувернеры и родители спокойно изучали с детьми философские тексты, и многое другое. Потому что только малышам все это интересно. Перечитайте “Евгения Онегина”: учили так сказать, “всему шутя”, и “без принужденья, в разговоре”. Часто в роли гувернеров выступали родители, или родственники."

Николай ЗАЙЦЕВ: «Играйте в кубики и учитесь одновременно»

Одна из наиболее известных сейчас методик раннего развития детей - это, конечно, образовательная система Николая Александровича Зайцева. Не пугайтесь такого серьезного названия – «образовательная система». На самом деле это несколько очень интересных игр-пособий, с помощью которых вы сможете сами, после небольшой подготовки, научить своего ребенка хорошо читать, считать, а чуть позже – и писать, причем не только красиво, но и грамотно, потому что чудо-кубики об этом тоже позаботились.

Николай Александрович Зайцев - автор методики раннего интенсивного обучения грамоте с помощью кубиков, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых в конце 80-х годов XX века подходах к обучению чтению, математике, иностранным языкам и обеспечивающих высокую результативность при начале обучения в возрасте, начиная с 3 лет.

В основе системы Н. А. Зайцева лежит идея о том. что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух. Методики Н. Зайцева характеризуются сочетанием наглядности и системного подхода. Сущность технологии Н.А Зайцева в том, что учебный процесс выстраивается с учетом развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Устоялось мнение, что методика Зайцева предназначена как для малышей 1,5-2 лет, так и для детей более старшего возраста.

Что думает об этом сам Николай Александович? "Не умаляя роли развивающих моментов методики для детей раннего возраста - пение песенок-попевок по таблицам, различение цвета кубиков, звука, размера, и т.д., а также письмо по таблицам и кубиками (вместе со взрослыми), хочу заметить, что серьезно говорить о настоящем чтении в этом возрасте все же преждевременно, и умение читать для детей раннего возраста - не самая насущная потребность. Деткам полутора-двух лет больше хочется попробовать эти кубики на зубок, они активно интересуются содержимым звучащих коробочек, не всегда желая, к досаде взрослых, использовать кубики по прямому назначению. Не очень многие родители могут увидеть результаты своих трудов, начиная занятия с детьми до двух лет. А к тому времени, когда у ребенка накапливается информация, опыт, и он готов к дальнейшим свершениям, у многих родителей энтузиазм остывает и процесс останавливается на полпути. В период от трех с половиной-четырех лет у многих детей начинается вторая волна жгучего интереса к языку. Обладая значительным словарным запасом, ребенок начинает проявлять интерес к языкознанию: что означает незнакомое слово? почему мы так говорим? У ребенка возникает внутренняя готовность к чтению и, главное, потребность и желание научиться читать. Родителям важно уловить этот интерес своего малыша и идти именно от его внутреннего желания учиться читать. Для одних это происходит после трех лет, для других - в четыре-пять лет."

Методика Зайцева - это такая универсальная система, которая для каждого возраста открывается какой-то определенной стороной. Она для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам для радости и творчества.

МИФЫ О РАННЕМ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Часто родители боятся обучать своих детей иностранному языку в раннем возрасте, так как находятся под влиянием различных мифов.

1. МИФ «Невозможно добиться эффекта погружения в языковую среду занимаясь в течение нескольких часов в неделю».

В двуязычных семьях ребенок вынужден осваивать языки, чтобы общаться, а в обычной семье он такой необходимости не чувствует. К тому же, занимаясь с репетитором 2-3 раза в неделю по 45 минут, невозможно добиться эффекта погружения в языковую среду. Поэтому необходимо заниматься с ребенком самим родителям и бабушкам. Замечательно будет, если один член семьи будет говорить с ребенком только на одном языке, а другой на другом (не переводя), тогда ребенок будет думать на том языке, на каком разговаривает со своим учителем. А чтобы ребенок не путал 2 языка, нужно разводить изучение родного и иностранного языка: по учителю (допустим, с мамой ребенок учится читать по-русски, а с папой или бабушкой по-английски), по времени (если нет возможности разводить по учителям, то русским мама может заниматься утром, а вечером английским), по месту (на даче заниматься одним языком, дома другим). Необходимо не только читать слова по карточкам, но и слушать песенки на иностранном языке, употреблять слова в обиходе: при игре, прогулке, еде и т.д. Тогда ребенку будет легче погрузиться в язык. Погружение произойдет само по себе!

2. МИФ «Ребенок будет путать языки».

На самом деле, ребенок не путает языки, просто изначально будет выбирать из обоих языков те слова, которые проще произносить (легче звуки, короче слово), но смешение языков постепенно пройдет, и ребенок будет прекрасно знать оба языка. Но это в том случае, если обучать ребенка двум языкам именно с рождения.

3. МИФ «Необходимо выучить сначала один я зык, потом приступать к другому».

Огромное число людей на земле двуязычно и многоязычно. Достаточно вспомнить Советский союз: из 280 миллионного населения язык был родным только для 38%! На самом деле, дети свободно владеют двумя языками, а знание одного языка, как правило, помогает лучше изучить другой, ребенок сам открывает закономерность того или иного языка.

4. МИФ «Будут логопедические проблемы».

Противники обучения дошкольников иностранным языкам говорят, что в этом возрасте у детей еще не сформировалась артикуляционная база и иностранная фонетика может испортить произношение на родном языке. Практика свидетельствует об обратном. Обучающий может добиться того, что ребенок через пару месяцев занятий будет чище говорить и на родном, и на английском языках. В итоге, русские звуки остаются русскими, ставится английское произношение, а артикуляционный аппарат развивается.

5. МИФ «Больше времени тратится на начальные навыки».

Традиционное возражение: два подростка, один из которых начал учить английский в четыре года, а другой — в семь лет, владеют им примерно на одном уровне. Получается, что в первом случае удлиняется период изучения иностранного языка на элементарной ступени? На самом деле, словарный запас четырехлетки все равно будет больше. Да и степень уверенности и спонтанности речи у подростка, который начал учить язык в четыре года, гораздо выше, чем у его сверстника, который в основном использует заученные модели.

6. МИФ «Как я могу обучать ребенка английскому языку, если не знаю языка, не могу произносить английских слов правильно? Ведь ребенок будет запоминать неправильно произнесенные слова»

Строго говоря, правильно по-английски говорят только англичане, да и то не все. У вас есть выбор - пригласить для обучения вашего ребенка англичанина, учить самой или не учить вовсе. Но в последнем случае ваш малыш уж точно не поумнеет.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Верьте в своего ребенка.

Не будьте излишне беспокойными и не спрашивайте себя после каждого занятия, «когда мы наконец заговорим, начнем читать, писать» и т. п.

Хвалите ребенка, даже если вы сами пока результата не замечаете.

АРГУМЕНТЫ «ЗА»

Что дает раннее обучение иностранному языку?

Не только обучение языку, но и личностное развитие.

Предупреждение возникновения «языкового барьера».

Формирование более богатого словарного запаса и базы для более раннего обучения чтению и письму.

Социализацию «домашних» детей.

Стимуляцию интереса к изучению иностранных языков.

Светлана ОМЕЛЬЧЕНКО

в статье использованы материалы сайта wwwspelenok.ru

Журнал "Топ-Малыш"

http://www.top-baby.ru/rubriki/pedagogi … s_335.html