"Не постись, не молись, а призри сироту"

Усыновление как "искусственное сыновство", как прием "стороннего" в семью совершалось русичами еще во времена язычества. Известны даже специальные обряды "сынотворенья", или обряды фиктивного рождения. К примеру, для большей достоверности на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Причем, это не обязательно должна была быть женщина. "Имитировать роды" мог и мужчина.
После крещения Руси усыновление приобретает определенную идеологическую окраску. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, входит в "список добрых дел" истинного христианина. Оно осуществляется из религиозных и моральных побуждений, рассматривается как богоугодная акция.

Подтверждение тому Духовная Детям Владимира Мономаха, где он призывает защищать сироту: "Всего же паче убогих не забывайте, но елико могущее по силе кормите, снабдите сироту". Великий князь Ярослав учреждает сиротское училище, где воспитываются триста юношей.

Однако, первый специальный указ, по которому из общего числа нищих выделяются "нищие, безродные дети", появился только в 17 веке при царе Алексее Михайловиче. В этом же указе впервые ставился вопрос об открытии для них специальных домов, где они могли бы обучаться грамоте и ремеслам. Этот документ стал своеобразным свидетельством перехода к идее государственного призрения. Теперь на место благотворительности ради спасения души выдвигалась новая идея – "нужды государства и забота о пользе населения". Такой подход объяснялся нехваткой рабочих рук в государстве. Беспризорные дети, в первую очередь, расценивались как будущие работники, поэтому государство отдавало их на воспитание как частным лицам, так и церковным учреждениям.

Контроль действий опекунов и положения приемного ребенка в семье начинает осуществляться в период правления Петра Первого. Именно Петр издает указ, по которому специальные учреждения – магистраты – обязаны смотреть, "чтобы сироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которыми поручает магистратам же". Тем не менее, специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, ни при Петре, ни в последствии при Екатерине II, не было. Лишь в порядке исключения Екатерина разрешила двум братьям Остераманам официально, с соблюдением всех бумажных формальностей, усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало активно развиваться лишь в начале 19 века. Первоначально появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников "через передачу им при жизни фамилии и герба". Следом за этим документом появляется еще ряд Указов, посвященных урегулированию вопросов усыновления. все они предписывали неукоснительное соблюдение принципа сословности. Примерно в это же время, кроме опеки и усыновления, в России вводится такое понятие как "патронат". Оно означает "помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в заботливом домашнем уходе в частные семьи". Семье, принявшей к себе на патронат ребенка, выплачивалось разное по размерам пособие: пять рублей на каждого из малолетних детей, так как они не могли помогать по хозяйству, и на порядок меньше, когда дети становились дееспособными. К 14 годам государственные выплаты прекращались вовсе. В результате такого порядка, на патронат детей брали в основном бедные семьи, которые нуждались в рабочих руках.

К середине 19 века появились правила, позволявшие брать на усыновление не только сирот. Хотя в том случае, если родители ребенка были живы, непременно требовалось их согласие. Серьезной вехой в вопросах усыновления стал закон 1891 года "О детях усыновленных и узаконенных". Согласно этому документу, можно было усыновлять и незаконнорожденных детей. Причем, независимо от сословной принадлежности и вероисповедания. Хотя и здесь не обошлось без ограничений. Усыновителями могли быть только те, кто не имел законных детей и не был моложе тридцати лет. Само понимание усыновления делилось на три категории.

Первая – это усыновление по обещанию. Оно считалось наиболее ценным, потому что, как правило, усыновитель заботился о том, чтобы ребенку было у него хорошо, причем, абсолютно бескорыстно. Во вторую категорию входило усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей. Третья категория – усыновление за награду - расценивалась как самая нежелательная. Считалось, что ценность такого акта невелика. То есть очевидно, что к началу 20 века усыновление понималось уже не только как средство решения имущественных проблем, но и как акт, имеющий моральное значение.

Определенным образом ситуация изменилась с приходом Советской власти. В частности, первый семейный кодекс послеоктябрьского периода не предусматривал усыновления вовсе. Потому как главная проблема передачи имущества от усыновителя – наследователя к усыновленному отпала. Однако, сама потребность в усыновлении не исчезла. Число бездомных детей, потерявших семью, неуклонно росло, а крестьяне все так же нуждались в дополнительной рабочей силе. Необходимость возрождения института усыновления была очевидной. Уже в 1927 году выходит в свет новый Семейный кодекс, в котором прописан порядок усыновления. Правда, он мало чем отличается от старорежимного с характерными принципами сословности. Так, ни при каких условиях не допускалось усыновление ребенка "недостойными" опекунами, причисляемыми к "враждебным классам". Считалось, что "враждебные элементы", к примеру, кулаки, не могут дать ребенку надлежащее школьное образование и общественное воспитание.

По мере накопления опыта в вопросах усыновления, становилось ясно, что существующих правовых норм недостаточно. Особенно остро стоял вопрос о возможности усыновления без согласия родителей. Этот вопрос был решен в 1934 году циркуляром Наркомпроса РСФСР, разрешавшим такую форму усыновления, если о местопребывании родителей неизвестно более года.

Тем не менее, основной формой устройства осиротевших детей оставались интернатные учреждения: детские коммуны, городки, трудовые колонии, пионердома. Особенно много детских домов создавалось в послевоенные годы. В них находились более 600 тысяч детей, потерявших в войну родителей. Именно в годы Великой Отечественной Войны был возрожден институт опеки и патроната, отмененный в первые годы советской власти. А в конце 60-х годов был издан Кодекс о браке и семье РСФСР, в котором подробно и тщательно были прописаны все вопросы, связанные с усыновлением. И, что очень важно, под интересами усыновляемого с этого момента понимаются прежде всего благоприятные условия его воспитания. Это принцип, который стал основополагающим, вплоть до сегодняшнего дня.

http://www.sweetchild-media.ru/best_pub … id_news=20