КОМУ НУЖНЫ ПЛЮШЕВЫЕ ЗАЙЦЫ?

Ребенку в детском доме обязательно надо, чтобы кто-то приходил.
Не просто пришел раз в году, а приходил регулярно. Кто-то большой и умный, кто-то
из внешнего мира, кто поможет, расскажет и покажет правильное направление.
Неправильное направление, к сожалению, всегда найдется кому показать. Неправильные пути легче и протоптанней.

Рубен Гальего, "Кто такие Мурзики"

Есть такая модная форма благотворительности - помощь детским домам. И отделы по связям с общественностью крупных компаний сбивается с ног, разыскивая детский дом, которому "никто, кроме нас не помогает". И детский дом находится. И раз в год детям сваливают тонну шоколада или мягких игрушек. И отчет написан. И дети, надо понимать, уже в шоколаде. И никто не задумывался над тем, что в успешно проведенной акции под лозунгом "Поможем несчастным детям" не было ни желания помогать, ни понимания потребностей детей, ни даже попытки задуматься, а что на самом деле нужно этому детскому дому. Конечно, мы не говорим о людях, которые давно и серьезно занимаются целенаправленной помощью детским домам.
Попробуйте, например, зайти на сайты Мурзиков или Доброделов, и вы увидите, сколько принципов и правил наработано за время их деятельности для того, чтобы сделать помощь детским домам эффективной. Но вы нигде не найдете просьбы купить конфет или плюшевых зайцев. Нужны, цитируем с сайта "Добродел": "…книжки, аудиокассеты, музыкальные инструменты, нитки, канва, пряжа, спицы и лоскуты, другие материалы для рукоделия, слесарно-плотницкие инструменты для уроков труда или ремонта, велосипеды, видеокассеты с детскими фильмами и мультиками, лазерные диски с программами или музыкой, вязальные и швейные машинки… А еще им очень нужно обычное человеческое тепло и общение с нормальными взрослыми людьми".
Вот про это обычное человеческое тепло дальше и пойдет разговор. Даже если вы по каким-то причинам не можете взять к себе ребенка насовсем, то существует наставничество или гостевой режим - форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. Ребенок приходит "в гости" к приглашающей его семье по выходным и праздничным дням, живет в семье в каникулы.
Невозможно сказать, когда в детских домах возникла идея приглашать в гости детей. Точных сведений об этом нет. К примеру, сотрудники некоторых интернатских учреждений брали детей на выходные, на каникулы всегда. Этим занимались либо молодые специалисты, которые видели, что дети многое недополучают, социально запущены, и по мере собственных возможностей пытались помочь; либо опытные воспитатели брали в гости любимчиков, если им позволяли условия. Чаще всего это делалось, когда собственные дети вырастали и покидали родительский дом, и опустевшее гнездо заполнялось воспитанниками группы. Дети воспринимали такие походы как особую награду. Пример заразителен, и другие сотрудники, знакомые, соседи начинали брать детей в гости. Можно утверждать, что именно с гостевого режима начала развиваться идея патронатного воспитания в детских домах Питкяранты, Вологды, Перми и др. Делалось это совершенно бескорыстно и безвозмездно. Иногда директора выдавали семьям какие-то продукты или выделяли деньги на питание, если период пребывания в гостях был длительным (зимние, летние каникулы), а в выходные дни приглашающие принимали детей за свой счет.
Довольно часто на свой страх и риск руководители детского дома или приюта разрешали ребятишкам побывать в гостях у тех людей, которых хорошо знали сотрудники, - у сослуживцев, соседей. В последнее время с разрешения органа опеки в гости разрешали брать детей тем, кто собирался усыновить ребенка или взять его под опеку, для того, чтобы кандидаты могли ближе познакомиться с ребенком, присмотреться к нему, прежде чем принять окончательное решение.
Были попытки ввести гостевой режим волевым решением. В частности, губернаторы Кемеровской и Ульяновской областей предлагали сотрудникам аппарата и желающим гражданам взять воспитанников детских домов на зимние каникулы в семьи, чтобы "окна детских домов в это время были темными". Регулярно в семьи на летние каникулы приглашали ребят итальянские, испанские, американские граждане. Многие из них затем усыновляли этих детей.
К сожалению, эта форма до сих пор не закреплена законодательно, не существует ни утвержденных норм и правил, ни требуемого перечня документов. Все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка - директором детского учреждения, а он может оказаться противником этой формы.
Зачем это нужно детям
Ни для кого не секрет, что наше общество трудно назвать благополучным. И одно из подтверждений тому - все пополняющаяся "армия" детишек, оставшихся сиротами при живых родителях, и, как следствие, значительное увеличение числа детских домов и приютов. Разумеется, находятся люди, готовые усыновить ребенка, однако далеко не всем ребятишкам выпадает такой счастливый билет. В основном везет малышам, грудничкам, а вот у тех, кому уже "за семь", шансов очень мало. И так и живут они в интернатских учреждениях до совершеннолетия, а потом окунаются в самостоятельную жизнь, где их никто не ждет. Ребенку, вышедшему из детского дома, обычно трудно освоиться в новом мире, без поддержки близких людей, и поэтому чаще всего они спиваются, становятся бомжами, попадают в тюрьму. Человеку, живущему с детства в семье, трудно представить, что такое не иметь в большом мире друзей и знакомых. А между тем у выпускников детских домов все обстоит именно так. Они не представляют, как приготовить себе еду, как потратить полученное пособие, чтобы его хватило на месяц, им трудно устроиться на работу, создать семью и т. д. Житейских проблем возникает масса.
Дети, которые хотя бы на краткое время выходят за стены детского дома и попадают в обычную семью, приобретают неоценимый опыт жизни в обществе. Они узнают очень простые на первый взгляд вещи: откуда берутся и зачем нужны деньги, откуда берется еда и как ее готовить, о том, что чистые вещи не сами по себе появляются в шкафу, о том, что такое транспорт (автобус, метро, троллейбус), как и зачем им пользоваться, о том, как проходят дни рождения, другие праздники и каникулы в семье, о том, что такое семья, и как выглядит жизнь в семье, о том, как общаются люди, которые любят друг друга…
Не говоря уже и о чисто практической пользе для детей, ведь большинство тех, кто берет детей в гости, стремятся сделать их пребывание в гостях не только интересным, но и полезным, поэтому они гуляют по новым местам, посещают детское кафе, центры развлечений, кинотеатры, кукольные и детские спектакли, цирк, ходят в дельфинарий, зоопарк, и, естественно, много времени уделяют развивающим занятиям: им читают книги, разговаривают на самые различные темы, с ними вместе собирают конструкторы и
Но самое главная польза не только гостевого режима, но и любого общения с детьми из детских домов - это чувство, что они нужны кому-то. Кому-то небезразлично, как они живут, как учатся и чем интересуются. Это дает ребенку-сироте неоценимый опыт принадлежности к какой-то (пусть и не совсем семейной) общности. Это дает им возможность почувствовать и испытать чувство любви и привязанности, которое, иногда проявляется излишне сильно на взгляд взрослых людей. Это дает детям из детского дома научиться не только "брать, но и отдавать".
Конечно, в семье могут возникать проблемы, связанные с самим ребенком, в целом аналогичные тем, которые обычно возникают у приемных родителей, взявших больших детей под опеку или усыновивших их. Но есть и своя специфика, связанная именно с гостевым режимом. И в основном это переживания на тему: как же можно вернуть ребенка в детский дом и как объяснить ему, почему мы не берем его совсем?
Специалисты и психологи рекомендуют приглашать в гости детей не младше семи лет, которые могут понять, что, значит слово "гости" и что им придется возвращаться в детский дом. В большинстве случаев, дети, хотя и расстраиваются, но понимают, что гости - это не навсегда. И хотя и просят их забрать совсем, но понимают, что это не всегда реально. Важно соблюдать еще одно правило - не обещать детям того, в выполнении чего вы не уверены на сто процентов. Даже, если вы на самом деле планируете усыновить "гостевого" ребенка, не говорите ему об этом до того, как соберете документы, узнаете его статус и запасетесь хотя бы предварительным согласием опеки. Точно также не стоит обещать ребенку, что вы будете брать его на каждые выходные и каникулы, мало ли что может измениться в вашей жизни, а ребенок будет ждать, рассчитывать на вас и чувствовать себя брошенным, если вы вдруг, по вполне объяснимой причине, не сможете его забрать.
Отвечать на вопрос "Почему вы не возьмете меня насовсем?" лучше всего честно, ведь у вас же есть причины, почему вы не делаете этого - не готовы иметь детей, нет такой возможности из-за работы, из-за жилья и т.п. Но при этом важно обсудить как вы, тем не менее, видите (если видите, конечно) возможность дальнейшего общения с ребенком.
Возвращение тоже стоит обсудить заранее. Ребенку можно и нужно сказать, что он придет в гости, проведет у вас столько-то времени, а потом вернется обратно; когда и как вы сможете еще увидеться, как будете поддерживать связь. Обсудите с ним, что он сможет взять с собой из подарков, а что, может быть, не стоит. Поговорите, с воспитателями детского дома, чтобы они не пугали ребенка тем, что за плохое поведение или учебу не отпустят его в гости - это, вряд ли поможет, а вот ухудшить психологическое самочувствие ребенка может.
Но самое главное, что хочется сказать в завершение - пригласить в гости ребенка из детского дома не просто и требует серьезной подготовки - и вас, и ребенка, и всех ваших домашних. Если вы всерьез задумаетесь над этим вопросом, то напишите нам по электронной почте: innewfamily@yandex.ru или позвоните по телефону: (495) 424-0193. Мы постараемся проконсультировать вас и передать методические пособия по гостевому режиму.

Галина Красницкая,
кандидат педагогических наук,
специалист по семейному
устройству детей-сирот.

http://www.au.bbm.ru/index_09.htm