Как делать игрушки из папье-маше

Слово «папье-маше» в переводе с французского означает «жеваная бумага», эта доступная для каждого техника, с помощью которой можно изготовить любые формы. В технике папье-маше можно сделать как изделия, отделимые от основы (незамкнутые объемные формы), так и скульптуры. Зародилась эта техника в 18 веке во Франции, но некоторые исследователи полагают, что искусство это родом из Юго-Восточной Азии, где издревле делали густую клейкую массу из ветоши, которой затем обмазывали глиняные изделия.

Для создания незамкнутых объемных форм используют бумагу, клей (хорошо подходит для этих целей обойный клей или клейстер), вазелин (или жирный крем), форму-заготовку. Форма может быть любая: в конце изготовления папье-маше Вы можете легко подкорректировать ее край макетным ножом. Но лучше сразу выбирать ту форму, которую Вы хотите создать. Если подходящей формы Вы не видите, попробуйте изготовить ее самостоятельно. Для этого можно использовать полимерную глину (вылепив из нее форму, просушите ее в духовке), глину пополам с песком (которую нужно естественным образом высушить, а затем покрыть сверху парафином) или же просто пластилин (недостаток пластилина – его нестойкость, и если процесс создания папье-маше предполагает накладывание с перерывами 3-4 слоев, то за это время пластилиновая форма может деформироваться).

После этого берем бумагу и рвем (именно рвем, а не режем !) ее кусочками приблизительно 3-4 см (размер может меняться как в меньшую, так и в большую сторону и зависит как от размера изделия, так и от тонкости работы и толщины бумаги). Можно заготовить разную бумагу: самую тонкую (можно некрасивую, старую, например, газету) положить под низ – она хорошо смоделирует основу формы, а хорошей толщины белую бумагу (например, альбомные листы, плотные салфетки) – положить наверх. Для прокладывания слоев можно использовать и ткань.

Предварительно покрыв форму-основу жирным кремом, начинаем укладывать на него слои бумаги. Слои укладываем так, чтобы кусочки бумаги на 3-4 мм заходили друг на друга. Следите за тем, чтобы бумага ложилась ровно, «не морщила». Каждый последующий слой должен полностью покрыть собой предыдущий. Если бумага одного цвета – то проследить за этим будет достаточно сложно, поэтому лучше использовать для каждого последующего слоя бумагу другого цвета или фактуры. Чтобы кусочки бумаги хорошо скрепились друг с другом и с предыдущим слоем, их опускают ненадолго в раствор клея. Однако первый слой – самый ближний к основе – прикрепляют к форме, просто намочив его водой (чтобы потом можно было легко отделить Ваше изделие от заготовки). В случае, если форму извлечь после накладывания слоя не удастся (например, если Вы делаете расширяющуюся книзу вазу), то папье-маше делают из двух половинок, которые затем скрепляют (склеивают бумажной полоской), и сверху по всему изделию прокладывают еще несколько слоев. Чтобы папье-маше хорошо просохло, можно сделать его в два-три этапа (приблизительно через пять слоев делая паузу в работе на просушку).

После того, как папье-маше высохнет, поверхность его грунтуют и расписывают. Грунт берут разный в зависимости от того, какими красками будут расписывать: под масляные краски грунтуют олифой, под нитрокраски – нитролаком, а под водорастворимые краски (гуашь) – можно загрунтовать водорастворимым клеем, смешанным с мелом.

Это достаточно трудоемкий процесс, для того чтобы результат работы Вас удовлетворил, нужно работать медленно и аккуратно. Однако существует еще и техника создания папье-маше, которую применяют в промышленных условиях. Она гораздо менее трудоемка и позволяет лепить из бумажной массы, как из гипса, готовые формы. Для изготовления такой массы нужно нарвать (или нарезать, здесь не важно) необходимое количество бумаги (ее может быть и больше, т.к. масса хорошо хранится), залить ее кипятком, дать постоять трое суток, после чего хорошо намокшую бумагу извлекают, пропускают через мясорубку, формируют из нее валики и высушивают естественным путем. После того как они высохнут, их нужно перетереть руками в порошок. Этот порошок добавляют в клейкую массу, которую готовят так: столярный клей разводят и доводят до кипения (не кипятят !), а в него вливают муку, разведенную холодной водой до густоты сметаны. Клейкую массу соединяют с бумажной массой, предварительно добавив в бумажную массу мел. Пропорции, которые нужно соблюдать, такие : бумага сухая (порошок) – 10, мел – 3, клей столярный (сухой) -2, мука – 3 (все цифры даны из расчета весовых частей). Такую массу легко можно формовать в объемные формы. Укладывают ее на заготовку за один раз ровным слоем, после чего сушат обычным способом. Таким образом, можно быстро создать великолепные маски, с отделкой из различных декоративных элементов. Ею можно заполнять литейные формы и делать скульптуры.

Техника папье-маше в наше время переживает второе рождение. Очень популярна она в Европе. Сейчас особо модны изделия папье-маше, выполненные в стилях этническом и «эко» (оформление с помощью природных элементов, например, засушенных растений).

Возможности для творчества при работе с папье-маше безграничны. Бумага имеет такую структуру, что ее можно легко расписать, не придумывая специально никаких узоров, а просто покрыв разные участки изделия разными цветами красок (благодаря неровностям слоя, краска будет лежать еще «фактурнее»). Так что все, что будет Вас ограничивать при работе в данной технике, – это только Ваша фантазия.    

Автор: Annushka

http://www.znaikak.ru/maketoyspmashe.html