ДЕТИ ХОТЯТ В СЕМЬЮ
Валентина Белоцерковец, директор детского дома «Семья»,
г. Ноябрьск, ЯНАО
Ольга Крикливец, заместитель директора по НМР
Ирина Грунина, заместитель директора по УВР
Сиротство - горькая доля ребенка. Сиротство при живых родителях переживается им еще более тяжело. К сожалению, число детей-сирот и сирот при живых родителях продолжает расти.
В нашем детском доме очень тепло и уютно. Заботливые взрослые, почти домашняя обстановка, красивая мебель, вкусные обеды, подарки к праздникам, модная одежда. Государство хорошо обеспечивает сиротские учреждения.
Но детский дом никогда не заменит детям родителей. Каждый ребенок надеется, что если не его кровные мать и отец, то хотя бы просто добрые люди возьмут его в свою семью. Малыши часто просят: «Найдите мне хорошую маму!» Сотрудники детского дома прилагают огромные усилия, разыскивая родственников, которые могли бы позаботиться о сироте, но часто наши усилия не дают положительного результата.
Идея введения патронатной формы устройства детей-сирот в детском доме родилась осенью 2002 года. В ноябре 2002 года детский дом разработал программу «Организация патроната над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» и представил ее на окружном конкурсе социально значимых проектов. Этот проект был удостоен гранта губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
В феврале 2003 года, получив статус городской экспериментальной площадки, детский дом начал работать в режиме эксперимента, тогда же была открыта первая патронатная семья. Оксана Юрьевна Четкина пожелала взять на воспитание сразу троих детей – Дуюновых Олега, Сашу и Алену. Старшему, Олегу, было 13 лет, Саше – 11, Алене – 8. Семья Оксаны Юрьевны особая. Троих ребятишек-сирот взяла 18-летняя девушка. Много было сомнений в правильности решения, но не сомневались Оксана и дети. Они жили в одном дворе, Оксана была свидетелем того, как дети лишились сначала матери, а потом и отца. Ее решение было обдуманным и твердым, но в опеке ей отказали по причине ее молодости. Выход был найден в патронате. Молодая во всех отношениях семья оставалась под пристальным вниманием органов опеки и специалистов детского дома, и самые лучшие наши ожидания оправдались. Дети вновь обрели семью, сплоченную и надежную. Им, можно сказать, повезло, они успешны во всем: учатся на «4» и «5», Саша и Олег – кандидаты в мастера спорта, Алена – натура творческая. Оксана Юрьевна получила среднее специальное образование, она учитель начальных классов, теперь заочно получает высшее образование. Сегодня Олег уже выпускник детского дома, студент вуза, будущий нефтяник. С Оксаной Юрьевной расставаться не собирается, теперь он как взрослый мужчина заботится о своих младших брате и сестре вместе с патронатным воспитателем. В этом заключается наша главная цель: найти ребенку семью на всю жизнь.
Принимая на работу патронатного воспитателя, мы прежде всего выясняем мотивы его решения. Среди наших воспитателей нет людей, которые относятся к патронату только как к источнику дополнительного дохода, все наши воспитатели – люди с большим сердцем.
Следом за семьей Четкиных-Дуюновых появились еще несколько:
Телегина Валентина Даниловна – воспитатель Вигана Виктора;
Нурматова Валентина Михайловна – воспитатель Куренной Лидии;
Бабкина Светлана Анатольевна – воспитатель Золотарева Ромы;
Жарков-Бессмертный Дмитрий Валентинович – воспитатель Качур Евгении и Светланы.
В настоящее время эти люди приходят в детский дом только как гости, они уже не сотрудники, все дети отданы им под опеку.
Вообще, за время эксперимента в детском доме была открыта 21 семья, в которых воспитывались 24 ребенка. На семерых из них впоследствии была оформлена опека, 2 воспитанника выбыли по достижению 18 лет, 1 ребенок решением суда возвращен родной матери. На сегодня в детском доме функционирует 12 патронатных семей, в которых проживают 14 воспитанников детского дома (30%).
Детский дом ведет большую работу по пропаганде патронатного воспитания, в основном через СМИ: статьи в периодической печати, телевизионные программы, буклеты. Используются также средства наружной рекламы.
Надо сказать, что жители города активно интересуются, обращаются к нам, и патронат развивается достаточно быстрыми темпами.
Особенно большое значение мы придаем подбору и подготовке патронатных воспитателей, поскольку успех нашего дела во многом зависит именно от них.
Подбор и подготовка осуществляются по специально разработанной нами программе и проходят ряд этапов. Специалисты детского дома знакомятся с кандидатом в патронатные воспитатели и его семьей, посещают их дом, изучают психологическую атмосферу и условия быта, личностные особенности и мотивацию всех членов семьи. В это же время кандидат в патронатные воспитатели знакомится с нормативными документами, получает консультации специалистов, то есть формируется и расширяется база его знаний и компетенций из области психологии, педагогики и социальной защиты детей-сирот.
После этого начинается подбор кандидатуры ребенка и заочное знакомство с ним патронатной семьи.
Первые встречи патронатной семьи с ребенком проходят в детском доме, затем непродолжительные прогулки вне территории детского дома, еще позже ребенок проводит выходные дни в семье. В это же время с воспитанником работают психолог, педагог, администрация детского дома. Он проходит психологическое тестирование и консультирование. Очень важно правильно настроить ребенка. Он должен понимать, что это временная семья и, возможно, через какое-то время он вернется в детский дом и что для него это отличная возможность сменить обстановку и узнать, как живут обычные семьи, обрести друзей. Конечно, мы надеемся, что ребенок останется в семье навсегда: либо в статусе опекаемого, либо усыновленного, либо просто сроднится с людьми и сохранит близкие отношения с ними и взаимную привязанность, уже будучи взрослым и самостоятельным, однако всегда остается риск возвращения ребенка в детский дом, и мы должны позаботиться о том, чтобы сгладить по возможности травмирующий фактор.
Подготовительный период длится в среднем 2–2,5 месяца. Когда информации собрано достаточно и курс подготовки кандидата закончен, комиссия по патронату дает заключение о возможности быть патронатным воспитателем и коллегиально решает вопрос об открытии новой семьи.
Работа с семьей, контроль выполнения патронатными воспитателями своих обязанностей и условий договора осуществляется согласно организационной модели работы детского дома с патронатной семьей. Каждую патронатную семью еженедельно посещает специалист из детского дома: 1-я неделя – педагог, 2-я неделя – психолог, 3-я неделя - социальный педагог, 4-я неделя – заместитель директора. Координирует работу всех служб сопровождения психолого-медико-педагогический консилиум детского дома.
На каждого воспитанника патронатный воспитатель получает в детском доме питание (согласно натуральным нормам и перспективному меню детского дома). Он же приобретает одежду и обувь, ведет учет и отчетность. Со склада детского дома выдаются канцтовары, предметы личной гигиены, хозтовары.
Медицинское обслуживание воспитанников патронатных семей осуществляет медицинский персонал детского дома и медицинские учреждения города. Уже в ходе эксперимента нами был решен вопрос ухода за больным ребенком: теперь патронатный воспитатель, как и родитель, ухаживает за больным ребенком по больничному листу. Динамическое наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья воспитанников патронатных семей ведется медицинской службой детского дома на общих основаниях. Обследования детей проводятся согласно плану работы медицинской службы детского дома и отражаются в медицинской карточке ребенка.
Социальный педагог детского дома осуществляет защиту жилищных, имущественных, личных прав детей, оказывает консультативную помощь воспитанникам и воспитателям патронатных семей.
Также сопровождает патронатные семьи наша психологическая служба. Психолог осуществляет консультирование воспитанников и воспитателей, следит за психологическим климатом в семьях, осуществляет коррекцию внутрисемейных отношений (в случае необходимости), наблюдает за развитием детей.
Старший воспитатель детского дома отслеживает уровень воспитанности детей, оказывает необходимую помощь в организации учебно-воспитательного процесса, контролирует успеваемость детей, помогает воспитателям в решении различных воспитательных задач.
По наблюдениям специалистов детского дома пребывание воспитанников в семьях граждан благоприятно влияет на их психологическое состояние: дети становятся более доброжелательными, жизнерадостными, уверенными в себе, самостоятельными, более компетентными в социально-бытовой сфере и подготовленными к жизни вне детского дома.
Пятилетний опыт работы с патронатом уже позволяет нам сделать некоторые выводы, отметить его положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны патронатного воспитания мы видим в следующем:
1. Ребенок приобретает собственный опыт семейной жизни и ведения домашнего хозяйства, что значительно увеличивает его шансы на успешную будущую жизнь;
2. Ребенок живет полноценной жизнью обычного «домашнего» ребенка, не теряя при этом тех льгот и социальных гарантий, которые дает государство сироте, а также имея возможность в любое время получить квалифицированную помощь специалистов детского дома;
3. Большинство патронатных семей через определенный промежуток времени оформляют усыновление, опеку над детьми или неофициально сохраняют близкие отношения со взрослым, уже самостоятельным воспитанником. То есть можно сказать, что у большинства детей появляется шанс обрести семью на всю жизнь;
4. Сохраняется возможность возвращения ребенка в кровную семью;
5. Содержание патронатного воспитанника по приблизительным подсчетам обходится государству в 4,6 раза дешевле, чем содержание ребенка в детском доме.
Отрицательные стороны и проблемы патроната:
1. Сохраняется вероятность возвращения воспитанника в детский дом, что является психотравмирующим фактором для него;
2. Несмотря на то что патронатная форма воспитания детей-сирот подтверждает свою целесообразность и эффективность, мы не имеем возможности завершить эксперимент и перейти в режим функционирования из-за отсутствия нормативных актов, регулирующих патронатную форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном и региональном уровнях.
Журнал "Детский дом" № 23 (2'2007), стр. 45