СТАРЕЙШЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТРАНЫ

     Кардымовская школа-интернат – одно из старейших учреждений для детей-сирот, и не только в Смоленской области, а на территории бывшего СССР. Оно основано еще в 1920 году Управлением железной дороги. Здесь бережно хранят многие добрые традиции. И в первую очередь традицию внимательного, бережного отношения к детям, чьи судьбы дано решать не родителям, а сотрудникам интерната. Это накладывает ответственность на действия педагогов, воспитателей. Традиционно ребята этого учреждения успешно поступают в вузы. Это, как правило, 50 процентов выпускников 11-х классов. Детям стараются помочь обрести желанную профессию, уважаемую, интересную, поэтому перспективных ребят не отправляют в ПТУ после окончания девяти классов. И удивительно, что, хотя интернат и находится в сельской местности, здесь нет подсобных животноводческих ферм, которые бы обслуживали дети, – здесь хотят им лучшего будущего. Выпускники – частые гости школы-интерната. Они могут приехать погостить, и даже на достаточно продолжительное время, например на месяц, и по решению педсовета, на основании устава учреждения, их берут на временное содержание. Некоторые ребята-выпускники продолжают жить в интернате, учась уже не в школе, а в профессиональных учебных заведениях.

     Интересен опыт интерната по передаче детей на летние каникулы в семьи граждан, которые, конечно, заранее проверяют, выясняют, в каких условиях будет жить ребенок.  15 ребятишек этого учреждения находятся на постоянном патронате. В школе-интернате сейчас проживает 212 воспитанников, из них 25 – дошкольники, 28 ребят – сироты, 160 – социальные сироты, 24 воспитанника – дети из неблагополучных семей.

     Конечно, живут здесь не богато. Содержание одного ребенка (учитывая средства, расходуемые на зарплату сотрудников, различные налоги, оплату коммунальных платежей и пр.) обходится в 7 000 рублей в месяц, без учета спонсорских средств. Для сравнения: в подобном учреждении Наро-Фоминского района Московской области на те же цели расходуется более 34 000 рублей в месяц на одного ребенка, также без учета спонсорских вложений.

     Интернату помогают спонсоры. Здания старые. Тот комплекс, который в действии сегодня, построен в 1961 году. Конечно, нужен был ремонт, особенно теплотрассы, подающей горячую воду. Помогли французы. На проведение монтажно-строительных работ в Кардымовской школе-интернате Acer-Russie перевела в 2004 году на счет московской общественной организации РОО “Право ребенка” два раза по 6000 евро. В том же  году для школы-интерната Acer-Russie перевела еще 7000 евро. Был приобретен легковой учебный автомобиль. В Кардымовской школе-интернате в качестве профподготовки дети осваивают автодело, сдают экзамены для получения водительских прав. Тренироваться на грузовом автомобиле у них была возможность. Для получения водительских прав категории «В» нужен был легковой автомобиль, который и подарили детям французы. Для дооборудования учебных мастерских столярного и слесарного дела были приобретены комплекты слесарного инструмента, для оснащения кабинетов, где занимаются кройкой и шитьем, – электроутюги и гладильные доски. В спальном корпусе дети смотрели телевизоры, сидя на полу, а теперь у них есть диваны «Соната».

     Каждому воспитаннику школы в качестве подарка от Acer-Russie и РОО «Право ребенка» были переданы либо зимняя обувь, либо зимняя куртка (или пуховик), а также комнатная обувь и игрушки для каждого дошкольника. Всего 230 единиц подарков.

     В январе 2006 года представителями РОО «Право ребенка» для медицинского кабинета Кардымовской школы-интерната были приобретены в основном физиоаппаратура (ингалятор «Дельфин», аппарат дыхательный ручной для оказания неотложной помощи для проведения ИВЛ, стерилизатор суховоздушный, весы и ростомер) и медикаменты.

      Были подарены также спортивные костюмы, недостающая зимняя обувь и куртки, нательное белье, колготки, свитера, кофты и предметы личной гигиены для девочек и мальчиков. Более 15 лет в школе-интернате существует свой музей. Непросто было собирать его экспонаты. Довоенную историю учреждения приходилось восстанавливать в основном по воспоминаниям выпускников и сотрудников. Многие выпускники стали уважаемыми людьми, руководителями предприятий, прекрасными семьянинами. По их воспоминаниям и создавали стенды, посвященные детству довоенному. А совсем недавно сын одного из таких выпускников – Александра Михайловича Краснощекова – Юрий Александрович передал музею ценные экспонаты – военные награды отца: орден Великой Отечественной войны, медали за оборону Москвы и Ленинграда.

      В музее хранятся и награды сегодняшних питомцев школы-интерната – спортивные. Ребята побеждают во многих серьезных соревнованиях. Музей – это важная воспитательная работа. Дети учатся понимать, как важно прожить свою жизнь так, чтобы о тебе потом красноречиво говорили экспонаты музея. По сути, для ребят, которые потеряли семью, родных, работа для музея сродни отысканию своих же семейных корней. Она подтверждает важность сохранения памяти о прошлом, воспитывает в уважении к традициям и укладу, в том числе и семейной жизни, история которой может быть не менее интересной и важной. А этого понимания таким ребятам больше всего и не хватает.

А.Мозолевский

Журнал "Детский дом" № 22 (1'2007), стр. 14

http://www.detskidom.info/magazine/?act=more&id=436