Патронат в коррекционном интернате – это реальность

    Вадим Анатольевич Меньшов – директор московской специальной (коррекционной) школы-интерната № 8 (8-го вида) с 1991 года. До этого работал председателем Комиссии по образованию и делам молодежи Киевского районного совета г. Москвы. Как сам говорит, после ухода прежнего директора ему досталась просто республика ШКИД со 180 воспитанниками. До сих пор занимается преобразованиями, не останавливается на достигнутом. Планировать почти невозможное и осуществлять свои планы – в его характере. О том, что сделано и что хочется сделать, – его рассказ.

    Два года назад мы решили организовать в нашей школе-интернате патронат. У нас коррекционное учреждение, но мы были уверены, что у нас получится. Как, с чего начать? Мы поехали в 19-й детский дом и попросили их помочь, дать советы, рекомендации, литературу. Нам ничего не дали, сказав: «Нормальных детей не берут, а дураков уж точно брать не будут!» Честно скажу: меня разозлили эти слова и то, что мы получили от ворот поворот. Я считаю наших детей самыми лучшими. Предвижу возражение: а кто скажет про своих по-другому?! Верно. Но после полугодовых теоретических измышлений, подготовки базы мы 26 декабря 2004 года отдали первого ребенка на патронат. Я скажу сразу, что сейчас у нас восемь детей на долгосрочном патронате, семь из них учатся в массовых школах, а десять – на патронате выходного дня. Нельзя всех наших воспитанников назвать умственно отсталыми. У меня есть ребята, которые до 14 лет учились в массовой школе, а в 14 лет им ставят диагноз «олигофрения» и отправляют в коррекционное учреждение. Как такое может быть?! За 15 лет моей работы официально не снимали диагноз ни одному ребенку. Сейчас у нас учится в девятом классе Саша Ольховский и одновременно он учится в седьмом классе общеобразовательной вечерней школы. Я считаю, что тем самым он сам снял с себя диагноз.

     Но начнем рассказ по порядку. Сразу мы поняли, погрузившись в задачу организации патроната, что, хотя в Москве он существует уже десять лет, москвичи ничего не знают о нем. И первое, чем занялись, – это PR-кампанией. Начали со своего района. По кабельному телевидению стали показывать сюжеты с участием наших детей. Рассказывали о наших буднях и праздниках, о жизни ребят. Нам было важно показать детей в их обычной жизни. Ведь представление о детях-сиротах в основном искажено тем, как эта тема подается в СМИ. Мало кто из журналистов умеет работать в нашей теме, любят в основном на жалость давить, страдания показывать, снимают глубоких инвалидов из собесовских учреждений, и у людей сложилось именно такое представление обо всех сиротах. Чтобы изменить это ложное представление, мы и прибегли к помощи телевидения. А потом выпустили рекламный буклет, коротко и ясно рассказывающий о патронате, существующем в нашем интернате.

     Развезли его по муниципалитетам, районным управам, библиотекам. В каждой школе района повесили стенды о патронате для родителей. Потом издали перекидной календарь с фото детей около тех дат, когда у них дни рождения, маленькие календари напечатали с рекламой патроната. Признаюсь, жаба жадности душила, думал: может, лучше кроссовки новые купить, но не жалею, что не поддался на эти внутренние провокации. Если хоть один ребенок благодаря нашей печатной продукции уйдет в семью, не жалко никаких денег. За два года работы над патронатом вышли десятки публикаций о нас в разных газетах и журналах, мы сами издали две брошюры для патронатных воспитателей. За это время к нам обратилось 200 человек, которые получили начальные знания по этой форме воспитания сирот, и люди были не только из Москвы, но и из других, даже очень отдаленных городов страны. 1-2 раза в месяц мы проводим семинары по патронату, на которые приходят все желающие. На новостных сайтах в Интернете даем рекламу о предстоящем семинаре. С этого учебного года начинает свою работу на базе нашего интерната Межрегиональный методический центр по патронату. Не для того, чтобы показать, чего мы добились, а чтобы набираться опыта и нам самим, и тем, кто из регионов приедет поучиться и рассказать о себе. И по решению Департамента образования с этого учебного года мы будем устраивать на патронат детей и 17-го, и 23-го детских домов нашего района. Патронатные воспитатели будут ходить к нам на занятия, наши психологи обучат психологов тех детских домов, как готовить детей к жизни в семье. И совместно будем осуществлять дальнейшее сопровождение.

     Например, в отличие от 19-го детского дома мы не против патронатных воспитателей дедушек и бабушек, братьев и сестер - в общем, родственников. И у нас есть такие патронатные воспитатели, ведь возраст их в законодательстве никак не ограничен. А сколько тепла, добра, любви вкладывает одна такая бабушка в свою внучку – нашу воспитанницу, как старается воспитать ее хорошим человеком! Ей органы местного самоуправления не разрешили опеку. А мы подумали: почему бы не попробовать?! При патронате нет никаких ограничений не только по возрасту, но и по размеру зарплаты, количеству метров жилплощади. Любой гражданин может обратиться в службу и, предоставив пакет соответствующих документов, взять на воспитание ребенка. Но мы предупреждаем патронатных воспитателей: если вы берете ребенка, первые полгода будут отмечены лишь вашим каторжным трудом, детям нужно дать возможность реабилитироваться, чтобы пойти учиться в нормальную школу. Ведь часто диагноз ребенку ставят лишь потому, что он сирота и за него некому заступиться. Без согласия родителей диагноз «олигофрения» не выставляется и без их воли никто не определит детей в коррекционную школу. Если сравнить наших детей и родительских, которые все же имеют диагноз, когда родители вынуждены его признать, станет ясно, что диагноз наши имеют большей частью по недоразумению, допущенному комиссией. Одна наша воспитанница, 13-летняя девочка, живущая сейчас в семье, на патронате, придя в 5-й класс массовой школы, поначалу проявляла свой характер, непослушание, с ней были проблемы, но очень скоро добрыми усилиями и педагогов, и патронатных воспитателей она стала учиться только на «4» и «5».

     С осени 2005 года к нам пошел поток людей. Некоторых из тех, кто готов взять ребенка, смущает немалый пакет документов, которые необходимо собрать для получения права на патронат. Многие начинают с патроната выходного дня. Берут к себе детей на выходные, на праздники и в каникулы. Дети возвращаются счастливые, спокойные, довольные. Одна женщина трех девчонок берет к себе уже давно. У нее однокомнатная квартира, она небогатый человек, но дети получают то долгожданное тепло, то общение, которого им больше всего не хватает в наших стенах. У нас в интернате сейчас 132 воспитанника. Постоянно быть в условиях общежития очень тяжело человеку, в том числе и ребенку. 30-40 детей в учреждении – это максимум. У нас два корпуса – спальный и учебный. Больше всего на свете я хочу их разрушить, чтобы на этой территории построить несколько коттеджей. Почему это возможно в Австрии, в Швеции? Разве у нас бедный город?

      Но пока наши мечты существуют только на бумаге, которую я, правда, послал для обсуждения в Правительство Москвы, мы решили из того, что у нас есть, создать максимально удобный дом для наших детей.

     Сегодня у нас разновозрастные группы мальчиков и девочек. Можно сказать, семейного типа. В полном смысле до этого, конечно, еще далеко, но начало положено. Девочки стали похожи на девочек, мальчики – на мальчиков. Дети стали спокойнее. Легче стало работать воспитателям, которые не бегают из одного крыла здания в другое: то в палату мальчишек, то в палату девчонок, в которой половина – их дети, половина – из другой группы, так как в палаты объединялись дети по возрасту. Сейчас группа – это квартира, квартира семьи. Она разновозрастная. Департамент сначала дал согласие, а потом спохватился: в коррекционном интернате по положению такого быть не должно. Но решили все же разрешить и назвать это экспериментом. В группах теперь не по 12, а по восемь детей. В рамках эксперимента мы придумали еще и учебную квартиру для детей выпускного возраста. Что это такое? Мы выделили помещение, которое оборудовали под реальную однокомнатную квартиру. В ней живут по два воспитанника три дня подряд. Они, как все, ходят на занятия, но потом идут за продуктами в магазин, на рынок, готовят сами себе еду, делают самостоятельно уроки. Это 9-классники, 15-16-летние подростки. Конечно, мы помогаем, воспитатель составляет с ними меню на день, мы ненавязчиво заходим в гости иногда. Поначалу было очень трудно, но сейчас, когда ребята по 2-3 раза уже прошли эту школу, видим, что они справляются. Этот эксперимент идет только год. Мы сейчас будем делать вторую такую же квартиру из стоматологического кабинета – для 8-классников. Научить может только реальный опыт. Мы его предоставляем детям, равно как и нашу помощь в его освоении.

      Уверен, что мы делаем первые, но не последние шаги в новом отношении к решению проблем детей-сирот. А находить правильные пути помогает любовь к детям. И, когда видишь их глаза, по-другому относиться невозможно.

Журнал "Детский дом" № 20 (3'2006), стр. 11

http://www.detskidom.info/magazine/?act=more&id=448