Йога для подростков
Консультант: Егор Николаевич Ротов – генеральный директор и старший преподаватель Уральского Центра Айенгар йоги.
В последнее время наряду с каратэ, гимнастикой и игровыми видами спорта стало очень модно заниматься йогой. Оказывается, это занятие не просто полезный комплекс физических и дыхательных упражнений, но и невероятно увлекательный процесс познания собственного тела и умственных способностей. Наряду с классической йогой появились такие понятия, как фитнес-йога, йога-пилатес, стрейч-йога. Некоторые приравнивают йогу к религии, другие считают, что йога – это спорт. Но как ни странно, всё это не имеет к ней практически никакого отношения. Что же такое йога на самом деле?
Итак, йога – это не совсем вид спорта, поскольку спорту присуща соревновательность, выявление победителей, демонстрирование окружающим своих достижений. Йога не преследует эти цели, поскольку направлена на создание и сохранение гармонии между телом и сознанием.
Для занятий йогой не нужна специальная физическая подготовка – йогу могут практиковать все люди, вне зависимости от возраста и состояния здоровья. Эта демократичность является одним из преимуществ йогической практики. Для каждого человека может быть подобрана индивидуальная программа, помимо этого, для занятий используются различные вспомогательные материалы, облегчающие выполнение упражнений новичкам и тем, у кого проблемы со здоровьем. Таким образом, специфика йоги позволяет учитывать в процессе практики индивидуальные особенности конкретных людей и делает йогу доступной каждому.
Йога также может использоваться как вспомогательное средство для улучшения результатов в уже выбранном виде спорта. Занятия йогой ускоряют восстановительные процессы при больших эмоциональных и физических нагрузках, помогают справиться с последствиями спортивных травм.
Йога – это путь саморазвития, основанный на древнейших традициях. В йоге используются определенные позы, которые помогают сделать наше тело здоровым и заставить все органы и системы функционировать сбалансированно, они называются Асаны. Также одной из составляющей йоги считается пранаяма, или контроль дыхания, повышающий уровень жизненной энергии. В совокупности практика асан и пранаямы благотворно воздействует на здоровье, укрепляя тело, улучшая концентрацию и ясность ума. Регулярная практика йоги помогает каждому достичь хорошего здоровья, гармонии мыслей, самообладания, эмоционального спокойствия и ясности сознания.
Почему йога полезна в подростковом возрасте?
Пожалуй, наиболее подходящим возрастом для начала занятий йогой является период полового созревания подростков. В это время организм претерпевает изменения, часто дискомфортные: перестраивается гормональная система, нарушается эмоциональное равновесие. Неказистые, угловатые мальчишки и девчонки начинают превращаться в сильных мужчин и прекрасных женщин.
Занятия йогой мягко воздействуют на гормональную систему, нормализуют обмен веществ, способствуют формированию гармоничной фигуры. Йога уделяет внимание всем системам и органам, всем мышцам. Налаживается кожно-жировой обмен, правильно развивается опорно-двигательный аппарат, улучшается кровообращение, голос становится более мелодичным, смягчается и очищается дыхание. А главное, выравнивается характер, позволяя избежать ?подростковой несносности?, от которой страдают родители, учителя, а больше всего – сами подростки! Занятия йогой способствуют сохранению зрения: не секрет, что большинство ?очкариков? становятся таковыми именно в переходный период!
Специфика йоги для детей и подростков
Дети и подростки более всего нуждаются в энергичной деятельности и движении. Это обусловлено как детской психологией (быстро наскучивает однообразность, поэтому ребенок часто отвлекается), так и необходимостью. Так что отличительная черта йоги для детей и подростков – это динамичность. Динамичные движения способствуют активизации малоподвижных суставов и мышц, подготавливают закрепощённое тело, делая его податливым, более гибким. Дети легко повторяют новые для них движения, кроме того, их быстрота оказывает положительное воздействие на мозг: устраняет апатию и способствуют преодолению различных комплексов и страхов, налагающих запреты на свободу движений. Практика йоги воспитывает в детях мужество, способствует приобретению изящества, равновесия, проворства, гибкости, остроты восприятия, а также помогает развить способность к психическому и физическому самоконтролю. Изменение программы занятий преподавателем позволяет привнести в практику разнообразие и перемены, столь любимые детьми, и в то же время максимизирует пользу.
Существует заблуждение, что, занимаясь йогой, можно научиться ходить по гвоздям, лежать на лезвии ножей или глотать огонь. В действительности такие вещи выполняют не йоги, а факиры или каскадеры. Их специально обучают выполнять сложные трюки и развлекать публику, участвуя в зрелищных представлениях. Целью классической йоги является не выполнение цирковых трюков, а достижение гармонии между телом, разумом и духом.
И в этом процессе огромное значение приобретает роль учителя йоги. Наставник должен хорошо разбираться во всех особенностях детского восприятия и хорошо чувствовать настроения и потребности растущего ребенка. Дети от природы стремятся к созиданию. Они непосредственны, откровенны и заряжены бьющей через край энергией. Они отважны и любознательны и, кроме того, искренни и преданны. От природы они уверены в себе. Они быстры в реакциях, подвижны и очень любят новизну во всем, что делают.
Асаны хорошо подходят для детей. Они взывают к воображению и отличаются глубоким своеобразием. Асаны легко поддаются демонстрации, подражанию и адаптации. Асаны динамичны, интенсивны и не всегда просты в выполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли и чувствительность, а также дают ему возможность узнать многое о самом себе через выполнение самых разнообразных движений.
Детство вообще можно рассматривать как непрерывный процесс изменений: от хрупкости к силе, от неумелости – к зрелости, от простого – к сложному. А потому подходы, применяемые наставником к детям шести, десяти и шестнадцати лет, должны быть совершенно различными.
Маленьких детей необходимо втягивать в изучение асан без напряжения, играючи. У них еще нет мышечной силы, и их ни в коем случае не следует принуждать. Они любят животных и объекты природы, а потому любят и позы, подражающие им. Десятилетние дети по своему характеру очень восприимчивы и способны получать настоящую радость от занятий йогой. Они очень подвижны, но не в меньшей степени еще и хрупки. Им нравится пробовать самые разнообразные позы и движения.
Что касается занятий с подростками, то этот возрастной период предъявляет определенные требования к наставнику. Дети в этом возрасте пребывают в состоянии физического подъема на фоне общей психологической неуравновешенности. Наставник йоги должен в этот период обучать детей асанам, помогающим им преодолеть свою неуклюжесть и неуверенность и обрести физическое и душевное равновесие.
Молодые люди в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет уже отличаются более высокой силой и энергией и могут постигать некоторые тонкие особенности выполнения асан. Они способны осваивать более разнообразные техники, причем учитель уже может требовать от них более высокой точности при выполнении движений. Для подростков старшего возраста можно увеличить как интенсивность, так и продолжительность занятий асанами.
Несмотря на все эти различия, дети указанных возрастных групп все же имеют много общего. Все они очень любят выразительные и непростые асаны, например, с прогибом стойкой на голове. Таким образом, в занятиях асанами роль учителя йоги – вдохновлять их – чтобы дети полюбили потягиваться, как собака, или сгибать ноги, как лягушка.
Специальные программы занятия йогой для детей с ограниченными возможностями.
Существуют специальные программы занятий для детей с ограниченными возможностями или имеющих проблемы со здоровьем, такая практика йоги должна проходить только под руководством опытного преподавателя, который составляет индивидуальную программу занятий, учитывающую особенности ребенка.
Историческая справка
Йога – это практическая философия, возникшая в Индии более 2 000 лет назад. На протяжении многих веков, по мере того, как влияние йоги распространялось, она была оценена как учение, способствующее физическому здоровью, психологическому равновесию и духовному развитию.
Йога – это одна из шести систем индийской философии. Слово ?йога? происходит от санскритского корня ?yuj?, который означает ?связывать?, ?соединять?, ?скреплять?, оно также означает ?союз?, или ?общность?. В духовном плане это значит единение Индивидуальной Личности со Всеобщей, или Универсальной, Личностью. Йога – это объединение тела, сознания, эмоций и интеллекта.
Достойное поведение и положительные эмоции
В увлекательной, жизнерадостной атмосфере проходят встречи детей с мастером. Обучаясь базовым упражнениям, дети обретают великолепное физическое и психическое здоровье, чувство уверенности в своих возможностях, ясность мысли, отточенную память. Все это смогут открыть для себя ваши дети. Для них занятие йогой – не просто забавная гимнастика, но и бесконечная игра, в которую с ними играет Вселенная.
Основы йоги способствуют закреплению в сознании детей общечеловеческих ценностей – таких, как правдивость, ненасилие, чистоплотность и собранность, что помогает растущему детскому организму развиваться физически, эмоционально и физиологически. В этом смысле занятия йогой можно рассматривать как совершенно необходимое дополнение к общему образованию. У детей, занимающихся этим удивительным искусством и наукой, есть все возможности превратиться в здоровых и гармонично развитых мужчин и женщин, наделенных сильными телами, чистыми умами и благородными сердцами.
Йогу можно практиковать и дома. Вот несколько несложных упражнений, которые и занимательны для ребенка, дают возможность отвлечься, пофантазировать, и во многом результативны для подрастающего организма.
1. Тадасана (Поза горы) и Урдхва Хастасана
1) Встать прямо. Соединить ступни вместе, при этом пятки и большие пальцы обеих ног должны касаться друг друга. Опустить руки вниз, повернув ладони к бёдрам.
2) Напрячь прямые колени и локти, развернуть грудную клетку, отводя плечи назад и удаляя их от мочек ушей. Смотреть перед собой. Эта поза называется Тадасана.
3) Вытянуть руки над головой, развернув ладони навстречу друг другу. Эта поза называется Урдхва Хастасана.
Нужно:
- быть твёрдым;
- стоять прямо, равномерно распределив вес на обе ступни.
Нельзя:
- выпячивать ягодицы;
- задерживать дыхание.
Польза асаны:
- учит стоять правильно, держать осанку;
- делает спину прямой и сильной;
- делает сознание ясным.
2. Вирабадрасана I (Поза воина)
1) Встать в Тадасану, одним прыжком расставить ступни на расстояние 90–120 см и вытянуть руки в стороны параллельно полу.
Стоя на одной линии, направить носки ног вперёд, а ладони повернуть вниз.
2) Повернуть ладони вверх, поднять руки, устремившись ладонями к потолку, локти при этом держать прямыми.
3) Развернуть правую ступню наружу на 90 градусов, а левую ступню завернуть внутрь на 45 градусов.
Вращаясь в тазобедренных суставах, повернуть всё туловище вправо.
4) Согните правую ногу в колене под прямым углом, левую ногу вытяните и зафиксируйте в совершенно жёстком положении.
Обратите взгляд вверх, направив его на кончики пальцев.
6) Распрямитесь. Вернитесь в положение 3. Разверните левую ступню наружу, а правую внутрь. Выполните асану в левую сторону. Затем снова распрямитесь, вернитесь в положение 3, после чего прыжком вернитесь в положение Тадасаны.
Нужно:
- быть твёрдым и сильным, как подобает воину.
Нельзя:
- наклоняться вперёд.
Польза асаны:
- увеличивает жизненную силу;
- развивает лёгкие и грудную клетку;
- укрепляет плечи и мышцы спины.
Музыку во время занятий йогой не используют, поскольку практика предполагает полную сконцентрированность на ощущениях тела и состояниях сознания, а музыка может быть отвлекающим фактором, негативно влияющим на получаемую от занятий пользу. Йогу практикуют в тишине и в состоянии успокоенного разума
Журнал «Я-Мама» 2006, 5 (21) декабрь-январь