Как развивать мелкую моторику? Из личного опыта.

Конечно, оригинальностью мы не отличаемся, но все же есть несколько находок, которыми, думается, не лишне поделиться. Некоторые «изобретения» были собраны из разных источников, что-то у нас прижилось, что-то придумывали сами.

1. Для терпеливых мам: от 6 месяцев – до неограниченного возраста. Как только ребенок сел, его можно обучать рисованию, то есть знакомству с красками и цветами. Конечно, этому учат младенцев и раньше, но тут мы доверим малышу настоящие краски и настоящие кисточки. При этом ваш ребенок поработает ручками и пальчиками.

Вам понадобится большой лист ватмана, или, на худой конец, кусок обоев. Выберите место на полу, которое не жалко, потому что рисовать поначалу ваше чадо будет не только на бумаге. Прикрепите «полотно» на скотч-«малярку» (можно и на настоящий). Для рисования лучше подойдет гуашь и стакан-непроливайка. То есть поначалу вы будете знакомиться с одним-двумя цветами, так как внимание у ребенка до полутора-двух лет трудно надолго задержать на одном предмете или действии.

Удобнее начинать рисование перед купанием, потому что художество на бумаге плавно переходит в боди-арт, одновременно это будет и воздушная ванна. Поэтому иногда малышу лучше рисовать просто пальцами. Если есть старшие дети, то можно вместе заняться художественным творчеством, для каждого найдется место!

Замечания по поводу красок: а) синяя и зеленая гуашь могут оставлять следы на полу, отмыть их трудно; б) если ребенок стремится попробовать краски на вкус, а не по прямому их применению, то сейчас можно найти специальную пальчиковую гуашь для малышей. На практике мы убедились, что поедание простой гуаши в небольших количествах на здоровье никак не отражается.

Советуют также делать краски из пищевых красителей и клейстера, но ими нужно рисовать на пластмассе. Опыт показал, что настоящие краски и бумага – интереснее.

2. Изготовление закладок. От 1 года до 5 лет. Для этого вам понадобятся ценники, которые продаются рулончиками в канцтоварах или в отделах одноразовой посуды. Лучше выбрать несколько цветов, нам удалось найти два: розовый и зеленый (ядовитого оттенка, но это детей не смущает). Отрезаете от картона шаблон закладки, то есть попросту полоску сантиметров 5-6 в ширину, и лепите эти ценники как вздумается ребенку, помогая только их отрывать и отклеивать. Чем меньше размеры «наклеек», тем активнее работает мелкая моторика рук.

В дальнейшем, когда малыш сам поймет, как с ними работать, можно складывать узоры, делать дорогу, солнышко и все, что вам вздумается. Рулона хватает надолго, особенно, если доставать его не часто, чтобы вашему крохе было каждый раз интересно. И в тот момент, когда вам некогда, можно выдать ему просто «кусок» наклеек-ценников и бумагу, посадить, чтобы вы могли его видеть, и заниматься своими делами.

3. Игры с крупами и вермишелью. Начинать их лучше тогда, когда уже ваш ребенок не тащит все в рот, то есть приблизительно с 1,5 лет. Вариантов много, мы опишем те, которые прижились у нас:

– Когда вы на кухне, выдайте малышу баночки (пластмассовые или крепкие стеклянные) лучше с крышками, и разнофактурную крупную вермишель (немного). Дети могут пересыпать и греметь изобретенными игрушками около 15-30 минут.

– «Накорми петушка»: для этой игры вам необходимо приготовить заранее пластмассовую баночку диаметром 6-8 см. На крышку наклеивается нарисованный вами петушок (обыкновенным скотчем) так, чтобы осталось место у разинутого клюва, где надо проделать дырочку около сантиметра. Баночка закрывается и ребенку выдаются «зернышки» – фасоль. Малыш увлеченно кормит голодную птичку в течение 10-20 минут, когда ему надоест, баночку лучше спрятать, чтобы ребенку через некоторое время было также интересно играть с «зернышками».

– Для работы с соленым тестом очень подходит разная вермишель, макароны (особенно разноцветные) и крупа. Мы завели коробку, в которой разложен наш «материал» по контейнерам. Соленое тесто, когда некогда, можно приготовить просто: размешать соль и муку в равных количествах или соли в два раза меньше и залить кипятком (вода должно быть немного), замешивая ложкой густое тесто. Когда оно немного остынет, лучше помесить его руками.

Мы брали обыкновенные ненужные крышки от баночек, заполняли их тестом (красить его необязательно) и вдавливали туда вермишель и крупы. Можно показать, как делать узоры. Конечно, подарков из таких «медалей» не получится, зато ребенок полепит и повыдавливает в свое удовольствие.

Нетрудно посадить целый лес, если взять подставку побольше и поглубже, также выложить ровную площадку из теста, и заранее приготовить веточки.

Поработав с крышками, вы можете с малышом делать подарочные вазы: на стеклянную банку налепите соленое тесто (разноцветное) и вдавливайте узорами или хаотично разные крупы, макароны, бусины, все, на что способна ваша фантазия. Высушите и подарите с цветами бабушке. Ваши труды оценят по достоинству!

4. Еще мы рекомендуем отрывную аппликацию. Для этого необходимы разноцветные салфетки, картон и клей. Ребенок сам отрывает небольшие кусочки, скатывает их, капает клей и приклеивает. Это могут быть цветы, конфеты, бабочки, ягодки, салют, все, что вы хотите – фантазируйте вместе с малышом!

Желаем вам успехов, и помните, что развитая мелкая моторика рук – это развитие речи и успех вашего ребенка в обучении письму в школе.

28.02.2008

Татьяна Бондковская

Источник: Школа жизни.ру

http://shkolazhizni.ru/