ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

В 1905 году Фрейд первым заговорил о детской сексуальности, о важности полового фактора для развития ребенка с самого его появления на свет. Фрейд вкладывал в сексуальность весьма широкий смысл , который мы обычно подразумеваем, говоря слово "любить".

Еще долгое время детская сексуальность была стеной умолчания. В наше время очень важно осознавать родителям актуальность знаний о сексуальном развитии и воспитании ребенка, а также понимать последствия неграмотного отношения к сексуальным проявлениям ребенка, начиная с раннего детства.

Половое, как и любое другое, воспитание необходимо начинать как можно раньше. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роли мальчика и девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем - роли не только мужчины и женщины, но и мужа и жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями.

Чтобы лучше понимать сексуальные проявления ребенка, необходимо знать о фазах сексуального развития, которые ребенок переживает в течение своей жизни вплоть до подросткового возраста.

От рождения до двух лет: открытие первых удовольствий

Только родившийся ребенок уже обладает способностью сосать. Сосание – первое импульсивное выражение и одновременно источник эротического удовольствия. Эта фаза психосексуального развития называется оральной и может продолжаться до двух лет. В это время потребности ребенка и удовольствие сосредоточены в области рта, губ и языка. У взрослого могут сохраниться механизмы этой стадии в форме переедания, жевания жвачки, манеры облизывать губы, курения.

Сосательные движения малыша могут не иметь отношения к питанию, а совершаться удовольствия ради.

Уход за малышом - купания, пеленания, тисканья - вызывает в разных частях тела ребенка различные ощущения. Наиболее чувствительны у младенца слизистая оболочка рта, анальная область и гениталии.

Ребенок очень активно и довольно быстро осваивает свое тело. Совершенно случайно он обнаруживает наиболее чувствительные его зоны, а потом уже целенаправленно исследует свое тельце ради того, чтобы обнаружить новые участки повышенной чувствительности, являющиеся источником удовольствия. Это вполне нормально и считается естественным вариантом проявления детской сексуальности.

Родителям в этом случае необходимо проявлять спокойствие, можно просто переключить внимания ребенка на другую игру, но нельзя смеяться, ругать ребенка или запрещать это делать.

От двух до семи: признаки половой принадлежности

Только с двухлетнего возраста у ребенка начинает формироваться осознание себя как представителя определенного пола. У двух–пятилетних детей мы можем наблюдать проявление большого любопытства к детям и взрослым противоположного пола, а также внимание, направленное на половые органы. Эта фаза психосексуального развития называется фолической.

В этот период много беспокойства у родителей, причем, чаще всего, напрасного, вызывают игры детей в «папу и маму», в «доктора» и т. п. Дети дошкольного возраста обычно копируют поведение взрослых, имитируя их поступки, в связи с чем в своих играх и раздеваются, и «укладываются» вместе спать, «обследуют» друг друга. Взрослые, увидев это, волнуются, запрещают подобные игры, даже наказывают детей. А вот этого как раз делать нельзя, потому что запреты и наказания фиксируют внимание детей именно на тех моментах, которые нежелательны, а кроме того формирую у ребенка негативное отношение к вопросам пола, переводят их из естественных в постыдные, запретные, а то и грязные. По мнения ряда авторов, в этом следует искать источник будущей женской половой холодности.

Еще хуже обстоит дело с детскими вопросами по анатомии. Ребенок случайно увидел, что строение его половых органов не такое, как у папы или у мамы или у соседа по группе. У кого спросить, почему? У мамы, конечно, или у папы. И он спрашивает. А в ответ – чаще запреты об этом говорить, угрозы наказания, а то и сразу шлепок: «не подсматривай». Ребенок недоумевает – почему? Почему рассматривать свои и чужие руки и ноги, уши и носы можно, а половые органы нельзя. Видимо, они таят в себе особый смысл, и с ними связано что-то нехорошее. А если так, он еще усерднее начинает изучать их, но уже тайком от взрослых.

При проведении сексологического воспитания путем бесед и ответов на вопросы необходимо соблюдать следующие правила:

1. Доброжелательно относиться к любым вопросам. Категорически запрещаются окрики, обрывания, высмеивания, а тем более угрозы наказания. Если вопрос задан в неподходящей ситуации, пообещайте ребенку, что ответите на него, придя домой. Но обещание обязательно надо выполнить.

2. Серьезно относиться к вопросам. Нельзя отмахиваться («мал еще»), делать вид, что все это чепуха.

3. Гарантировать соблюдение тайны. Ребенок должен быть уверен, что любой его вопрос не станет известен другим детям или взрослым.

4. На все вопросы давайте конкретные и однозначные ответы.

5. Быть последовательными и идти от простого к сложному, но на всех уровнях оставаться истинным. Нельзя, например, сначала утверждать, что детей приносит аист, а год спустя объяснять, как это происходит на самом деле.

Можно на этот «самый трудный» вопрос дать, например, такой ответ: когда мама и папа сильно любят друг друга и хотят, чтобы у них появился сыночек (доченька), они крепко прижимаются друг к другу, и от этого в животике у мамы образуется маленький ребеночек. Он постепенно растет там, живот мамин становится большим. А когда ребеночек станет таким, что сможет сам кушать, доктор его достанет. Очень важно, чтобы ответы на подобные вопросы давались без смущения и волнения, просто и лаконично.

6. Не иметь разногласий в подходе сексологического воспитания ребенка.

Для детей младшего возраста основой воспитания являются контакты со взрослыми, а также собственный пример последних. Дружеское, любовное отношение к супругу, соблюдение границ дозволенности в интимном общении при детях, сдержанность в выражениях – все это постепенно формирует у детей четкий стереотип поведения, который наверняка сохранится, когда они станут взрослыми.

С 6-7 лет наступает латентный период, когда сексуальные стремления ослабляются и многое из того, что дети практиковали до этого, они забывают или перестают делать.

Этот период называется латентным и продолжается 10-12 лет. Потом вновь повышается интерес к вопросам пола, причем, если внешне вопросы могут быть почти аналогичные тем, что задавались 2-3 года назад, то по содержанию в них больше внимания уделяется деталям. Это касается, прежде всего, таких физиологических явлений, как менструация и поллюции.

И помните: психосексуальное развитие задерживается, когда ребенку прививают взгляды на секс, как на постыдное, унижающее человека, критикуют и высмеивают любые проявления сексуальности, а общение ребенка с другим полом подвергают тщательному контролю и ограничениям. При задержке психосексуального развития мужчине трудно перейти к эротической близости и от нее - к сексуальной. В результате чувство неполноценности и тревожное ожидание неудачи усиливается, что еще больше тормозит психосексуальное развитие по механизму порочного круга.

Наталья КРЮКОВА,
детский психолог
Семейного центра «Островок тепла»

Журнал "Топ-Малыш"

http://www.top-baby.ru/rubriki/pedagogi … s_315.html