Мой ребенок

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мой ребенок » Усыновление » Как определиться с возрастом ребенка?


Как определиться с возрастом ребенка?

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

КАК ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ВОЗРАСТОМ РЕБЕНКА?

Приняв решение об усыновлении ребенка, будущие приемные родители сталкиваются с непростым вопросом: каким именно они видят своего будущего малыша? Ребенка какого возраста
лучше принять в свою семью? Будет это мальчик или девочка? Мы хотим помочь вам в выборе своего ребенка. Для этого попробуем в нескольких словах охарактеризовать особенности
усыновления ребенка того или иного возраста.

РЕБЕНОК ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА

Усыновляя младенца, вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Большим плюсом этого возраста является отсутствие у ребенка какой бы то ни было памяти о своих бывших родственниках, он не помнит негативных моментов своей пока еще короткой жизни. Ребенок связан со своими биологическими родителями исключительно наследуемыми признаками: цветом глаз, волос, чертами лица, особенностями фигуры, типом нервной деятельности. Усыновителям ребенка до года легко сохранить тайну усыновления: появление малыша не вызовет у посторонних лишних вопросов. При усыновлении младенца между ним и приемными родителями очень легко возникает привязанность. Ни для кого не секрет, что дети, лишенные родителей на первом году жизни, испытывают особенно острый эмоциональный голод. Чем раньше ребенок окажется в семье, тем быстрее он будет развиваться, и вам не придется компенсировать нежелательные последствия его пребывания в государственном учреждении.02
К сожалению, не всегда есть возможность получить информацию о течении беременности и родах биологической матери. Также следует помнить, что некоторые заболевания, родовые травмы проявляются только после года жизни ребенка. Поэтому не всегда можно оценить, является отставание в психологическом развитии следствием врожденных нарушений или недостаточного внимания в первые месяцы жизни. Кроме того, неизвестно, какие болезни и отклонения в развитии ребенка могут проявиться позже.

ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

У ребенка этого возраста уже видны особенности внешности, и усыновителям намного легче подобрать ребенка, похожего на кого-то из них. Значительно проще оценить состояние здоровья малыша, вовремя выявить патологии развития.
В то же время в этом возрасте ребенок по-прежнему податлив к внешним влияниям, и его родители имеют возможность эффективно воздействовать на развитие интеллекта и черт характера. Это самый привлекательный возраст: малыш начинает говорить, у него своеобразная и забавная речь, он много передвигается, интересуется всем, вызывает всеобщее умиление и любование, дарит положительные эмоции окружающим.
Уход за ребенком этого возраста требует от родителей много внимания и сил: все время занимает подвижный и любознательный малыш. Ребенок может быть подвержен различным заболеваниям - простудам, инфекциям, что создает дополнительные сложности для родителей. Матери нелегко совмещать воспитание ребенка и работу. Кроме того, в 2,5-3 года начинается возрастной кризис, требующий от родителей особого терпения и внимания к своему малышу.
Родителей, принявших решение усыновить ребенка от года до трех лет, подстерегает еще одна опасность: они могут не заметить возможное интеллектуальное отставание в развитии ребенка. Особенно эта проблема актуальна в случае отсутствия информации о биологических родителях малыша, а также о течении беременности и родах биологической матери. Однако стоит иметь в виду, что отставание в развитии в этом возрасте корректируется значительно проще, чем в последующие возрастные периоды.

ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

В этом возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен, у него хорошо развиты навыки самообслуживания (зачастую даже лучше, чем у его домашних сверстников). Основные черты характера и темперамент ребенка уже сформированы; его способности, склонности и интересы проявляются в полной мере. Это дает усыновителям возможность "подобрать" малыша, соответствующего по психологическому складу личности своим будущим родителям. Ребенок в возрасте от трех до пяти лет меньше капризничает, с ним можно общаться практически как со взрослым. Кроме того, в этом возрасте ребенок сформирован как личность, и папам общаться с ним намного интереснее, чем с младенцем; они охотно участвуют в воспитании ребенка и его обучении.
Немаловажным преимуществом этого возраста является возможность посещения ребенком детского сада (по истечении периода адаптации). Поэтому родители, не желающие или не имеющие возможности прерывать свою карьеру на длительный срок, смогут продолжать свою профессиональную деятельность.
Ребенок уже достаточно большой, поэтому он может помнить своих родственников и других людей, отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, которые, вполне возможно, наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение. К этому возрасту у него уже могут выработаться многие привычки и предпочтения, не соответствующие общепринятым социальным нормам. Они могут раздражать родителей и окружающих и требовать корректировки.
Задержка психического развития (ЗПР) ребенка может быть выражена достаточно ярко, и могут потребоваться значительные усилия со стороны родителей для ее компенсации. Кроме этих проблем ребенок такого возраста, находившийся долгое время в доме ребенка или живший в неблагополучной семье, может иметь некоторые соматические заболевания, перешедшие в хроническую форму и требующие лечения.

http://www.au.bbm.ru/index_02.htm

0

2

Я УЖЕ БОЛЬШОЙ, МАМА!

Приняв решение усыновить ребенка постарше, будущие приемные родители должны понимать, что стать родителями уже подросшему ребенку в чем-то гораздо сложнее, чем малютке, а в чем-то - значительно легче.
В этой статье мы постараемся рассказать вам, на что обратить внимание, как подготовить себя и ребенка к совместной жизни.

Принятие в семью ребенка постарше потребует иных усилий, чем при усыновлении грудничка. Ребенок встречается с глобальными изменениями в жизни в том возрасте, когда он уже очень хорошо понимает, что происходит. Он уже самостоятельная личность со своими привычками и предпочтениями. Неожиданно ему надо знакомиться с новыми людьми и новым домом, которые могут сильно отличаться от того, к чему он привык. Конечно, ребенок мечтал о том, что у него появятся мама и папа, но он же не мог знать, что жизнь на новом месте будет настолько другой. Ребенку постарше требуется много усилий, чтобы адаптироваться и привязаться к своей новой семье и окружению.
Усыновляя ребенка старше трех лет, надо понимать, что параллельно с родительской ролью вы получаете роли педагога и учителя. Вашей реальностью становятся лазание по деревьям, обмазывание грязью, игра в дом с куклами, исследование всех ящиков, шкафов и всего остального…
Конечно, как родитель, вы пропустите самые первые годы жизни своего ребенка. Это не должно вас останавливать: вместо этого у вас появится многое другое. Вы получаете шанс увидеть свой собственный мир глазами 3-, 4-, 5-летнего (или старше) ребенка. Вместо того чтобы возить коляску, вы будете проводить время на детских площадках, в парках или в лесу; листать книжки с картинками и разговаривать обо всем - говорить, говорить, говорить все время, чтобы у ребенка развивалась речь.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ?

Родителям приемного ребенка постарше потребуется много спокойствия и воодушевления. Во-первых, нужно будет стараться понять, чего же ребенок хочет, пока вы еще не нашли общего языка. Во-вторых, надо постараться представить себе, что ребенок уже пережил и откуда у него такое представление о мире и о том, какие правила существуют для общения. Многие знакомые ребенку "правила игры" отличаются от тех, которыми вы руководствуетесь в своей семье, и ребенок может просто растеряться.
Приемным родителям важно узнать как можно больше о жизни ребенка до усыновления: что он пережил, как он обычно реагирует на разные вещи и в разных ситуациях. Строгие ли порядки были в детском доме? Приходилось ли ребенку обслуживать самого себя? Рисовал ли он, пел, делал что-либо другое вместе со взрослыми? Ходил ли он в школу? Бывал ли он в больнице? Посещал ли кабинет зубного врача? Как реагировал? Все ответы, которые можно получить, это инструмент в ваших руках для того, чтобы знать, как вам быть, чтобы подарить ребенку всю любовь, какую вы можете, и одновременно облегчить его вхождение в вашу семью. Ответы также послужат исходной информацией для понимания поведения ребенка в той или иной ситуации.
Обязательно узнайте про режим дня ребенка. Во сколько ребенок обычно встает? В какое время его кормят? Чем он занимается в течение дня? Во сколько его кладут спать? Как происходит отход ко сну? Какие у ребенка любимые блюда? Что он не ест вообще? Последнее вряд ли составит большой список: в детдоме едят то, что дают. Ознакомиться с режимом вам необходимо для того, чтобы в первые дни дома воспроизвести распорядок дня ребенка, чтобы адаптационный период прошел как можно мягче.
Следует узнать также, в какие игры малыш привык играть. В эти игры можно продолжать играть дома. Наблюдайте за детьми такого же возраста, как ваш ребенок, и за детьми помладше, запоминая, в какие игры они играют и что им нравится, - это тоже может помочь. Для усыновленного ребенка, только попавшего в семью, родители являются первыми товарищами по играм в новой для него ситуации.
Обычно возникает вопрос, как долго следует родителю быть в отпуске по уходу за ребенком. Специалисты советуют пробыть рядом с ребенком как можно дольше. Конечно, ваш малыш может начать посещать детский сад или подготовительные курсы для шестилеток довольно быстро после усыновления, но нужно стараться, чтобы он проводил там ежедневно лишь короткое время. Домашняя обстановка и родители - самое главное, что нужно сейчас даже большому приемному ребенку, который, возможно, никогда не знал или не помнит, каково быть членом семьи. Для начала ребенку нужно привыкнуть к распорядку дня и почувствовать свою защищенность в семье.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА

Дети постарше обычно достаточно хорошо подготовлены к усыновлению и даже говорят: "Скоро придут мама с папой и заберут меня". Пока идет оформление документов и вы посещаете ребенка, можно принести ему альбом с фотографиями всего и всех: фотографию дома/квартиры, сада или улицы, кухни, комнат, комнаты ребенка, мамы и папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек, теть, дядь, двоюродных братьев и сестер, других людей, которые будут составлять окружение ребенка. Можно также показать фотографии домашних животных, если они у вас есть.
Многие из детей постарше начинают звать своих приемных родителей "мама" и "папа" с первой встречи, в то время как некоторые держатся несколько на расстоянии. Все мы разные, и разным детям требуется разное время для привыкания к новой ситуации и событию, перевернувшему все в их жизни, - к появлению новых родителей. Это не значит, что вы нежеланные родители; можете быть уверены - вас ждали. Ребенку могло нравиться в детдоме; возможно, он получал хороший уход и столько теплоты и любви, насколько это возможно в детском доме. Но все равно ему нужны родители! Жизнь в детском учреждении, какой бы хорошей она ни была, никогда не заменит семью и собственных маму и папу, которые любят ребенка и заботятся о нем не от случая к случаю.
Сначала ребенок может держаться на расстоянии от своих новых родителей, потому что он хочет остаться в детдоме. Может быть, он ждет, когда его биологические мама и папа придут и заберут его. Возможно, он не понимает, что этого не случится: ему могли не объяснить этого или он просто-напросто отказывается понимать, что его мама и папа не придут.
Персонал детского учреждения, чтобы не расстраивать новых родителей, может и не рассказать им об этом. И если ребенок отказывается с вами общаться, вам будет трудно понять почему. Парадоксально в этой ситуации то, что ребенок ведь ждет родителей, но в данный момент вы "не те" родители. Такие ситуации случаются редко, но имейте их в виду и подробно расспросите персонал учреждения, если вы подозреваете, что так оно и есть. Важно также знать, что для каждого ребенка сближение с родителями может выглядеть по-разному. Одни дети держатся на расстоянии какое-то время, прежде чем "подпустить" родителей к себе, тогда как другие тут же бросаются на шею своим новым родителям. Такое поведение вполне нормально. Дети так же, как и взрослые, по-разному реагируют на новые ситуации. И вы должны быть готовы, что в ситуации знакомства, ребенок, например, предпочтет маму и полностью проигнорирует папу - просто мужчины в его жизни фигурируют очень редко. Бывает, воспитатели описывают ребенка как очень активного, а он в общении с новыми родителями скован и зажат. И так далее, и тому подобное…
Другими словами, вы не должны путать свои представления о ребенке, который войдет в вашу семью, и реального ребенка со своими предпочтениями, привычками и, наконец, взглядами на жизнь. Вам нужно провести огромную внутреннюю работу для того, чтобы принять маленького, но уже взрослого человечка таким, какой он есть, и постараться провести его через период адаптации наиболее безболезненно.

http://www.au.bbm.ru/index_06.htm

0

3

МЫ УЖЕ ДОМА?

Насколько сложнее стать родителями трех-, пяти-, шестилетнему ребенку, чем новорожденному? Ответов на этот вопрос существует почти столько же, сколько есть приемных детей и их родителей с таким опытом и сколько есть научных исследований на эту тему.

ДОМА
Дети, как и взрослые, по-разному реагируют в новой ситуации, поэтому однозначных советов, как вести себя в первые дни с ним, быть не может. Вам в любом случае придется стать чуткими родителями, постоянно принимать решения, как поступить в той или иной ситуации, пробовать разные способы и смотреть, который из них действует.
Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может сильно измениться.
Например, ребенок, который казался в детском доме самостоятельным, привыкшим делать все сам во многих ситуациях, становится абсолютно беспомощным дома. Или, наоборот, ребенок, который казался неуверенным в себе, вдруг оказывается маленьким "монстром". И та и другая модель поведения абсолютно естественны, ведь усыновленный ребенок не знает, как себя вести, потому что он никогда не знал, что такое семья. И привыкнуть к роли сына или дочки для него так же непросто, как и для вас стать родителями.
Очень часто ребенок начинает вести себя как малютка, даже если ему уже 4-5 лет или больше. Послушная девочка или мальчик, которые уже умеют самостоятельно одеваться и ходить в туалет, впадают в "детство", и им необходима помощь во многих вещах. Дайте ребенку возможность побыть малышом, ведь он, скорее всего, первый раз в жизни может позволить себе стать маленьким и беззащитным и знать, что он получит так нужные ему внимание и заботу.
Одно время ребенок может проверять родителей - действительно ли они решили оставить его навсегда? Он будет пробовать разные способы, чтобы узнать, правда ли это, испытывая ваше терпение денно и нощно. Относитесь к этому спокойно - ведь и у биологических детей бывают возрастные кризисы, когда нормы и правила поведения проверяются.
Иногда ребенок может выделять кого-то одного из родителей, а другого игнорировать - просто потому, что он пока в состоянии близко общаться только с одним человеком. Или, наоборот, может не соблюдать дистанции и бросаться в объятия к любому взрослому, как если бы это были его родители. Таких детей нужно учить понимать разницу между семьей и другими людьми. Если вы, родители, осторожно и с большим терпением подойдете к проблеме, дети в конце концов тоже научатся понимать, где проходят социальные разграничения.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Вам следует четко донести до ребенка, какие нормы и правила поведения действуют в вашей семье. Некоторые моменты должны быть необсуждаемы, например: когда ребенок должен ложиться спать, надевать ли шапку, если на улице холодно, вещи нельзя ломать специально и драться нельзя. В каждой семье есть свои правила и свои моменты, на которые эти правила распространяются, надо только суметь это объяснить ребенку мягко, но решительно. Лучше всего, чтобы оба родителя придерживались одних и тех же правил. Советуем договориться о том, как себя вести и какие границы определять, до появления ребенка в семье и продолжать советоваться друг с другом, когда ребенок уже дома.
Очень важно показывать ребенку последствия действий - разными способами стараться объяснить ему, что, к примеру, машина может наехать на него и сделать больно. Что случится, если большая машина наедет на пустую консервную банку? Проделайте это сами, и пусть ребенок увидит, что банка стала плоской. Встаньте на краю обрыва и бросьте камень - пусть ребенок увидит, как в самом деле там высоко. Разрешите ему осторожно приблизиться к раскаленной плите и горячим кастрюлям, чтобы он почувствовал жар от них. Покажите, что случается, если неосторожно зажечь спичку - пусть лучше станет горячо одному пальчику, чем ребенок получит ожог. Он будет знать, как могут быть опасны спички.
Всем детям нужен собственный опыт. Они не понимают, когда взрослые говорят "нет". Приемный же ребенок старшего возраста много раз слышал в своей жизни "нет" и "нельзя" без объяснений "почему". Поэтому ему нужно многое увидеть и почувствовать, чтобы понять, что именно это делать нельзя. В противном случае он сделает вид, что послушался взрослого, а после попытается выяснить это сам, как только вы отвернетесь.
Вам вместе придется многое наверстывать - то, чему ребенок не научился в детском учреждении: что в чужие квартиры не заходят без приглашения, что соседский велосипед или игрушки не берут без спроса - все это и многое другое, что нам кажется естественным. Ребенок может, попадая в незнакомые ситуации, не знать, как реагировать в том или ином случае, может просто не понимать, почему нельзя брать все, что он хочет - например, чужие кошельки и сумки. Откуда ему это знать? Вам, как родителям, следует постараться "вжиться" в ту ситуацию, в которой ребенок находился до того, как попал к вам в семью, и затем разными способами показывать и учить его, что существуют другие правила.
ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ МИР
Очень важно, чтобы в первые дни приемные родители помогли своему ребенку сделать мир как можно более понятным и предсказуемым. Нужно раз за разом повторять новое и следить за тем, чтобы одно и то же случалось по нескольку раз.
Можно, например, обследовать комнаты по одной и рассматривать все, что есть в каждой из комнат, заучивать названия предметов и говорить об их назначении. То же самое можно проделывать вне дома, тем самым помогая малышу успешно расширять кругозор. В мире множество вещей, с которыми он никогда не сталкивался и поэтому их не понимает.
Магазины, поездки на автобусе или поезде, посещение бассейна, купание в ванной, нахождение в местах большого скопления транспорта и на пешеходных переходах, обращение с домашними животными - список может быть бесконечным.
Еще одна задача - ознакомление с местностью. Объяснить, где он живет, где его дом, ребенку, который до этого жил только на ограниченной территории просто необходимо. Кроме того, вы не можете быть уверены, что он убежден в том, что это его "дом" и что здесь и с этими людьми он будет жить пока не станет взрослым.
СВОБОДА ВЫБОРА
У ребенка должно быть обширное поле для самостоятельных решений. Другое дело, что предоставлять ему свободу выбора надо постепенно. Во многих детских домах существуют строгие порядки, и ребенок, возможно, никогда ничего сам не выбирал. Если вы предоставите ему массу вариантов, это, скорее всего, приведет его к замешательству и неуверенности. Давайте ему для начала два варианта на выбор. Например, два разных сорта конфет, а не целой полки в магазине. Увеличивать количество вариантов можно постепенно.
Родителям следует найти приемлемый способ обучения ребенка думать самостоятельно и выражать это соответствующим образом. Когда вы собираетесь в магазин выбирать одежду, сам процесс может оказаться для него трудным. Во-первых, в магазине выбор слишком велик, а ребенка просят сказать, что ему из всего этого нравится, в то время как он предпочел бы все сразу. Поэтому ждите как можно дольше с походами в магазины: ребенку очень трудно понять, почему он не может забрать с собой все сразу.
ИГРЫ
Родителям придется искать такие способы обучения ребенка разным вещам, чтобы это не было скучно, чтобы он не чувствовал себя неумехой и чтобы не думал, что все, что он уже умеет, не имеет никакой ценности. Легче всего это сделать, играя вместе.
Многих детей придется учить играть. Делайте вместе что-нибудь и вместе играйте - желательно в такие игры и игрушки, которые предназначены для детей намного младше. Игры для детей младшего возраста позволяют ребенку постарше наверстать упущенное в развитии. Можно начать с больших кубиков, предназначенных для малышей, вместо более сложного конструктора, которым пользуются ровесники ребенка.
Дети, привыкшие жить в большой группе, часто не имеют представления о том, как играть с одним ребенком. Начать можно с приглашения одного ребенка к вам домой несколько раз в неделю, постепенно расширяя круг друзей. Хорошо продумать заранее активныхе игры и поиграть с ними, если дети не начинают играть сами.
Кроме того, игры можно использовать не только для обучения чему-либо, но и для того, чтобы дать ребенку понять, что он самый близкий, любимый, создать чувство защищенности, уверенности в себе и в родительской любви.
Игра в "ку-ку" дает ребенку чувство защищенности: мама или папа здесь все время, даже если их сейчас не видно. Игра в прятки, тоже развивает чувство защищенности.
ЭМОЦИИ
Развитие детей старшего возраста может быть очень неравномерным в разных областях. Ребенок, который жил в детском доме, может казаться очень общительным. Он научился "считывать", что от него ожидают, знает, как вести себя в разных ситуациях, как сделать, чтобы его заметили, и как отойти на задний план. Он уже умеет многое, что облегчит ему жизнь в обычном детском саду: возможно, он умеет завязывать шнурки, самостоятельно посещать туалет, одеваться, хорошо вести себя за столом. Он может казаться даже более развитым и способным, чем его домашние сверстники. И то, что он, не умеет выражать свои чувства и справляться с ними, может быть не сразу заметно. Другими словами, ребенок не знает, что можно делиться чувствами с другим человеком и этот другой может понять и помочь.
Он, конечно же, знает, что такое страх, радость, злость, удивление и может различать их у других людей. Эти чувства присущи всем, но возможности выразить эти чувства и поделиться ими с другими людьми у многих приемных детей старшего возраста никогда не было. Вы можете показать ребенку, что понимаете и разделяете его переживания, сидя рядом или беря его на колени, утешая и обнимая. Важно донести до ребенка, что эти чувства нормальны: что нормально злиться и показывать это, нормально громко смеяться и радоваться, нормально не любить какие-то вещи, явления и людей.
ЭМОЦИИ
Важно, чтобы ребенок не прятал свои чувства, а нашел способ выражать себя и учился управлять чувствами. Вам, как родителю, нужно тоже показывать свои чувства и то, как вы умеете управлять ими.
Если у ребенка случился приступ ярости, родителям следует проследить, чтобы ничего не было разбито или повреждено, и дать понять, что его ярость - это нормально. Например, сесть на пол с разозленным ребенком, обнять его и побыть рядом, объяснить, что вы понимаете, как сильно он злится. Надо не отстраняться, а принимать участие в том, что происходит, в то же время не "заражаясь" злостью или страхом ребенка. То же самое касается и вас. Не стесняйтесь испытывать и радость, и грусть - ребенок должен видеть, как вы радуетесь и почему, как вы грустите, когда кто-то сделал вам больно.
НЕМНОЖКО О РОДИТЕЛЯХ
Через некоторое время после того, как вы забрали ребенка домой, вы можете почувствовать, что не испытываете никакой радости. Более того, вы можете испытать усталость, раздражение, у вас может появиться депрессия, вам может показаться, что вы совершенно не справляетесь с родительской ролью и не можете контролировать ситуацию.
Это совершенно обычное явление, но не многие об этом говорят вслух. Вообще-то нет ничего необычного в том, что у вас появляются такие ощущения - скорее, это говорит о реакции на новую ситуацию в семье. Такое состояние присуще почти всем новоиспеченным родителям как приемных, так и биологических детей.
Американский семейный терапевт Вирджиния Сатир сравнивает семью с весами. Если в семье появляется новый человек, весы сильно раскачиваются, пока не смогут снова уравновеситься, то есть до тех пор, пока все члены семьи не привыкнут к своим новым ролям и функциям. Пока это не произойдет, родители могут чувствовать себя неуютно спрашивать себя, что же будет дальше.
Постарайтесь успокоиться и поверить в то, что это временные ощущения. Ваши отношения в семье только начинают складываться. Примите как должное вашу "послеродовую" депрессию, но не позволяйте чувству неполноценности завладеть вами. Не оставайтесь наедине со своими сомнениями, поговорите с друзьями о том, что вы чувствуете. Попробуйте найти тех, кто усыновил ребенка, - они помогут вам взглянуть на свои чувства со стороны. Не пытайтесь быть "суперродителями". Вы делаете то, что можете, и это уже хорошо. Никто из родителей не успевает абсолютно все.
Относитесь с терпением к себе, к ребенку и ко всем остальным членам семьи. Со временем все сбалансируется, и жизнь наладится. Это, конечно, не получится само собой, над этим нужно работать, но в результате вы получите ту семью, о которой так долго мечтали.
Показывать свой интерес к тому, что ваш ребенок делает, придумывает или находит интересным - тоже важно. Конечно, время, когда вы жарите яичницу, не очень подходит, если ребенок зовет вас посмотреть на его рисунок, но когда яичница уже готова, то можно посмотреть то, что он хотел показать, и похвалить или другим способом выразить свое одобрение. Показывать ребенку, что вы любите его, и делиться с ним своим миром, чтобы дать и ему шанс поделиться с вами своими чувствами и переживаниями, - очень важно. У вас, возможно, разные увлечения, но вы можете считать увлечения друг друга интересными.

Кира Молчанова

http://www.au.bbm.ru/index_07.htm

0

4

ТЕНЬ КАЗЕННОГО ДЕТСТВА

Жизнь ребенка в детском доме не проходит бесследно.
Родители должны знать, с чем им придется столкнуться.

Первые годы жизни играют в развитии ребенка большую роль, и если они проведены в детском доме, это может иметь самые разные последствия. Насколько серьезными будут эти последствия, зависит от множества факторов: от времени, в течение которого ребенок находился в детском доме, от качества ухода и многого другого.
Благоприятная обстановка в семье после усыновления, конечно, в большинстве случаев смягчает то влияние, которое оказало на организм и психику малыша пребывание в детском доме или приюте, но потенциальные родители должны понимать, что не все проблемы могут быть решены быстро и безболезненно.
Существует множество проблем, с которыми вы можете столкнуться, усыновив ребенка не в младенческом возрасте. В этой статье мы расскажем о самых распространенных из них: задержке психического развития (ЗПР) и трудностях в формировании привязанности.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Под этим термином понимают синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций - моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых. Любой ребенок, пробывший в детском доме длительное время, в большинстве случаев имеет в медицинской карте диагнозы "ЗПР", "ЗПРР" (задержка психоречевого развития) и "ЗПМР" (задержка психомоторного развития).
По данным психологов, довольно часто полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года почти пятьдесят процентов из них с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти половина детей из домов ребенка гораздо позже "домашних" детей начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы.
Естественно, чем позже ребенок попадает в семью, тем больше потребуется усилий для того, чтобы он догнал по уровню развития своих "домашних" сверстников. Кроме проблем с развитием можно столкнуться с последствиями так называемой "социальной запущенности". Придется наверстывать то, чему ребенок не научился в детском учреждении, - понять, что в чужие квартиры не заходят без приглашения, что соседский велосипед или игрушки не берут без спроса. Это и многое другое нам кажется естественным, но ребенок, долгое время проживший в детском доме, попадая в незнакомые ситуации, может не знать, как вести себя, может не понимать, почему нельзя брать все, что он хочет. Вам, как родителю, следует постараться "вжиться" в ту ситуацию, в которой ребенок находился до того, как попал к вам в семью, и объяснять и показывать ему, что существуют другие правила.
Ребенку нужно будет также понять, что такое свобода выбора, потому что в детских домах существует строгий распорядок дня, а дома он неожиданно получает возможность выбирать. Родителям следует обучить малыша думать самостоятельно, решать, чего он хочет, и выражать это соответствующим образом. Когда вы соберетесь пойти в магазин выбирать одежду или игрушки, сам процесс ребенку может показаться трудным. В магазине выбор слишком велик, а ребенка просят сказать, что ему из всего этого нравится, в то время как он предпочел бы все сразу. Поэтому на некоторое время отложите совместные походы в магазины.
Родителям придется искать такие способы обучения разным вещам, чтобы ребенку не было скучно и чтобы он не чувствовал себя неумехой и не думал, что все, что он уже умеет, не имеет никакой ценности. Старайтесь использовать игру, чтобы создать у малыша чувство защищенности, близости, а также чувство особенности, избранности и уверенности, что его любят.
Многих детей нужно даже учить играть. Делайте вместе что-нибудь и вместе играйте - желательно в те игры и с такими игрушками, которые предназначены для детей намного младше. Игры для детей младшего возраста позволяют ребенку постарше наверстать упущенное в развитии.

НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ

Даже когда условия содержания ребенка в детском учреждении оптимальны - на каждого взрослого приходится несколько малышей, обеспечивается чистота и правильный уход, - все же о конкретном ребенке заботится не один воспитатель, а сотрудники учреждения, сменяющие друг друга и заботящиеся о всех детях сразу.
Воспитатели могут любить детей, но, несмотря на это, малыши не учатся зависеть от одного человека, который бы шел навстречу их потребностям. Поскольку именно это является основой при формировании привязанности, у детей в учреждениях интернатного типа не может сформироваться прочная привязанность к одному воспитателю - они приобретают привычку требовать внимания и ласки от любого взрослого.
Это явление называется "неразборчивой привязанностью". Даже проведя какое-то время в семье, такие дети могут проявлять излишнее дружелюбие к незнакомым людям или требовать внимания посторонних. Такого ребенка придется вдумчиво и терпеливо объяснять разницу между семьей и "другими людьми". Если родители осторожно и с большим терпением подойдут к этой проблеме, дети в конце концов научатся понимать, где проходят социальные разграничения. Ученые установили, что на проблемы с привязанностью влияет не только восприимчивость ребенка, но и стремление родителей установить прочные взаимоотношения.
Кроме того, могут встречаться и другие признаки нарушения привязанности. Во-первых, это устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт с окружающими взрослыми. Ребенок сторонится их, при попытках погладить его отталкивает руку, избегает взгляда глаза в глаза, не включается в предложенную игру. Однако ребенок тем не менее обращает внимание на взрослого, как бы незаметно поглядывая на него.
Во-вторых, преобладает апатичный или сниженный фон настроения с боязливостью, настороженностью или плаксивостью.
В-третьих, у детей в возрасте 3-5 лет может проявляться аутоагрессия (агрессия по отношению к себе: дети могут биться головой об стену или пол, бортики кровати, царапать себя и т. п.). Агрессия и аутоагрессия могут быть следствием насилия в отношении ребенка, а также отсутствием положительного опыта построения отношений с другими людьми.
Если ребенок продолжительное время находился в ситуации, когда взрослые обращали на него внимание лишь тогда, когда он начинал плохо себя вести, и это внимание выражалось в агрессивном поведении взрослых (крик, угрозы, шлепки), он усвоил эту модель поведения и попытается привнести ее в общение с приемными родителями. Стремление обратить на себя внимание подобным образом, то есть плохим поведением, также является одним из проявлений неадекватной привязанности. Причем ребенок может спровоцировать взрослого на такое поведение, которое ему, взрослому, в принципе несвойственно. Обычно родители описывают это следующим образом: "Этот ребенок не успокоится, пока на него не накричишь или не отшлепаешь. Я никогда до этого не использовала такие наказания в отношении своего ребенка, но этот ребенок просто заставляет меня бить его. Причем в тот момент, когда я наконец выхожу из себя и шлепаю или кричу на него, он перестает провоцировать меня и начинает вести себя нормально".
В этом случае важно понять, что происходит. Как правило, родители, описывая происходящее, говорят о том, что агрессия возникает с их стороны как бы помимо их воли и, в принципе, им не свойственна. Иногда родителям достаточно просто понять, что происходит, и научиться чувствовать момент такой провокации. У большинства людей есть те или иные способы владения собой в ситуации стресса - они могут использоваться и в подобных случаях. Например, можно выйти из комнаты (физически выйти из ситуации), взять тайм-аут (досчитать до десяти или сказать ребенку, что вы сейчас не готовы с ним общаться и вернетесь к этому разговору чуть позже), кому-то помогает умыться холодной водой и т. д.
В-четвертых, признаком нарушения привязанности бывает "диффузная общительность", проявляющаяся в отсутствии у ребенка чувства дистанции со взрослыми, в желании всеми способами привлечь к себе внимание. Такое поведение часто называется "прилипчивым" и наблюдается у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста - воспитанников интернатных учреждений. Они бросаются к любому новому взрослому, залезают на руки, обнимаются, называют мамой или папой.
Следствием нарушения привязанности у детей могут быть соматические (телесные) симптомы в виде снижения массы тела, слабости мышечного тонуса. Не секрет, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, чаще всего отстают от своих сверстников из семей не только в развитии, но и в физическом развитии. И если раньше врачи предлагали только улучшить питание и уход за детьми, то сейчас стало очевидным, что дело не только в этом. Очень часто дети, попав в семью и пройдя процесс адаптации, начинают неожиданно быстро прибавлять в весе и росте, что является, скорее всего, не только следствием хорошего питания, но и улучшением психологической обстановки. Отрицать значение привязанности в данном случае было бы неверно.
Особо отметим, что указанные выше проявления нарушений привязанности носят обратимый характер и не сопровождаются значительными интеллектуальными нарушениями.

http://www.au.bbm.ru/index_06.htm

0


Вы здесь » Мой ребенок » Усыновление » Как определиться с возрастом ребенка?