Советы «поздним родителям»

Сейчас многие молодые люди не торопятся обзаводиться семьей и детьми. Если двадцать пять лет назад к окончанию института большинство студенток становилось мамами, то теперь сперва хотят «погулять», потом «как следует устроиться в жизни», «состояться профессионально»... И когда женщина наконец дозревает до желания иметь ребенка, ей нередко оказывается уже за тридцать, а то и ближе к сорока.
     Казалось бы, живи и радуйся. Поздний ребенок практически всегда долгожданный. Для него создают все условия, ему отдают самое лучшее. Маме уже не хочется вечером сбежать от малыша в театр или к подружке, она купается в материнстве. У нее даже местоимение «я» исчезает из лексикона, заменяясь местоимением «мы»: «Мы уже головку хорошо держим... нас по вечерам газики мучают... нам завтра прививку делать...»
     Однако детские психиатры настроены весьма критически. «Поздние дети — это группа риска, — считает профессор Козловская. — Они очень уязвимы и в физическом плане, и в психическом, и особенно в психосоциальном. Поздняя беременность часто протекает тяжело, с гипоксией плода, с обвитием пуповиной. Родить женщина самостоятельно уже обычно не может, ей делают кесарево. А если она все-таки рожает самостоятельно, это бывают трудные роды. Все это, естественно, отражается на здоровье младенцев. Поздние дети больше других подвержены всевозможным расстройствам: эндокринным, аллергическим, психосоматическим. На первом году жизни они практически стопроцентно болезненны.

     Твоя бабушка пришла!

     «Я ненавидела детский сад, — вспоминает девятнадцатилетняя Нина. — Но не потому, что там приходилось спать днем или меня там обижали. Нет, в саду с детьми мне было веселее, чем дома. Но каждый вечер я с тоской ждала возгласа ребят: «Нина, за тобой бабушка пришла!» Я не отваживалась сказать им, что это не бабушка, а мама. Боялась насмешек, и это всякий раз было для меня серьезной травмой...»
     Но это еще полбеды. В конце концов, мало ли какие уколы самолюбия вынуждены терпеть дети! Одних травмирует их полнота, других — необходимость носить очки с заклеенным стеклом для выправления косоглазия, третьих — неуклюжесть, четвертых — плохая успеваемость в школе. Все мы сталкивались в детстве с насмешками и чего-то боялись.
     Тут опасней другое: то, что «поздняя» мама не только физически, но и психологически ближе не к маме, а к бабушке.
     Молодости свойственна бесшабашность. Когда я вспоминаю, как мы с мужем колесили по кавказскому серпантину в сорокаградусную жару, а на заднем сиденье легкового автомобиля спал, намаявшись, наш двухлетний сынишка, мне становится жутко. Но мы, захлестнутые азартом юности, казались себе неуязвимыми. Спустя несколько лет, немного поумнев и остепенившись, я уже совсем по-другому, гораздо бережней относилась к маленькой дочке. А родив в тридцать четыре года третьего ребенка, вообще старалась лет до двух как можно меньше перевозить его даже по Москве, поскольку опасалась инфекций и замечала, что малыша нервирует шум транспорта, обилие новых лиц...
     С поздним ребенком очень трудно избежать так называемой гиперопеки. Особенно если он единственный, выстраданный, да еще не отличается завидным здоровьем. А гиперопека порождает инфантилизм и детские страхи. В результате и без того неустойчивая психика ребенка расшатывается еще больше. Мир кажется ему агрессивным, полным опасностей. Такое мироощущение мешает детям нормально общаться, служит почвой для развития неврозов. В подростковом же возрасте, когда на первый план выходят самолюбие и желание самоутвердиться, это часто оборачивается отчаянным бунтом. «Как с цепи сорвался, ничего не желает слушать, пустился во все тяжкие» — вот типичные жалобы растерянных родителей, не понимающих, что случилось с их еще недавно таким несамостоятельным ребенком.

     Где найти товарища по играм?

     В молодых родителях еще в самих много детского. С одной стороны, это минус, поскольку взрослые подчас становятся на одну доску с ребенком. Папа играет с сыном в настольные игры как со взрослым партнером и ни в какую не желает уступать, мама всерьез обижается на дочку, как на подружку. Но с другой стороны, им и поиграть обычно с ребенком легче, и побегать, и попрыгать, и побороться. Они еще не забыли себя в детстве, да и в боку не колет, сердце не прихватывает.
     Поздние дети и здесь оказываются в невыигрышном положении. Им часто бывает не с кем играть, не с кем возиться.
     Большинство из них по состоянию здоровья «несадовские», а у друзей их родителей дети гораздо старше и в приятели не годятся. Маме же легче почитать ребенку книжку, чем часами катать по полу машинки. Она охотней (и это вполне понятно!) поучит его английским словам, чем полезет под стол, изображая зайца, спрятавшегося в норке от лисы. Поэтому в воспитании поздних детей так заметен крен в интеллектуальную сторону. Чаще всего они рано взрослеют, бывают не по годам рассудительны. Но интеллектуальная взрослость сочетается у них с социальной незрелостью. А «недоигранность» в детстве чревата неожиданным выбросом инфантилизма и неудовлетворенной жаждой игры в том возрасте, когда вообще-то уже пора зажить не понарошку, а всерьез.

     От тревожности к раздражительности

     Лет в пять-шесть практически все дети начинают задумываться о смерти. Но за родителей обычно не очень волнуются, ведь те еще молоды, полны жизненной энергии.
     Поздним детям и с этим сложнее. Они и так-то склонны к тревожным ожиданиям, а тут для тревог есть вполне реальные основания. Лишенный общества сверстников, не имеющий братьев и сестер (а часто и бабушек с дедушками!) ребенок чувствует себя одиноким. У него нет другого тыла, кроме родителей, и страх их потерять очень силен.
     Тревожность поздних детей усиливается и тревожностью их родителей. Получив на склоне лет долгожданное дитя, они, конечно, очень беспокоятся за его жизнь и здоровье. А дети, как антенны, улавливают настроение взрослых, и их собственные страхи многократно усиливаются, когда от родителей исходят тревожные волны.
     Тревожность, неуверенность, страх порождают раздражительность. Человек волнуется, справиться с собой не может и выплескивает свое раздражение на тех, кого не боится, — обычно на самых близких. «Поздние» мамы чувствуют себя неуверенно на педагогическом поприще. С одной стороны, у них нет родительского опыта, а с другой, уже очень развита самокритика. Им хочется дать ребенку всего по максимуму, они гораздо острее молодых родителей переживают свои педагогические ошибки, чаще страдают от чувства собственной несостоятельности. Стремясь к совершенству, они нередко предъявляют к ребенку повышенные требования, сравнивают его с другими детьми. Им часто не хватает терпения — все кажется, что они не успеют, времени осталось мало, годы уходят, надо успеть вложить в ребенка как можно больше.
     А поздние дети, как уже говорилось, бывают нервными, у них часто наблюдается синдром дефицита внимания, повышенная утомляемость, возбудимость, расторможенность. С ними и профессиональный педагог не всегда справляется, не то что неопытная мать. Тогда мама закупает гору психолого-педагогической литературы, начинает следовать советам специалистов. Но советы в разных книжках даются разные, какую-то четкую линию выдержать не удается, а потому и результат бывает нулевой. Мать еще больше нервничает, начинает срываться. А кто всегда оказывается рядом? Кто самый близкий и беззащитный? Конечно, ребенок. Круг замыкается. Самый дорогой и любимый, тот, ради кого она готова пожертвовать всем на свете, оказывается под ударом. И в переносном, а порой и в прямом смысле слова.
     Все, о чем говорилось выше, в основном относится к единственным детям. В многодетных семьях, где, естественно, тоже может родиться поздний ребенок, ситуация принципиально иная. Роды, как правило, протекают нормально, без травм и осложнений. У мамы богатейший родительский опыт, подросшие старшие дети становятся надежными помощниками и няньками малыша. Поздние дети тянутся за старшими и гораздо быстрее других приобретают социально-бытовые навыки, как рыба в воде чувствуют себя в разновозрастном детском коллективе. Это существенно облегчает им жизнь, в том числе и школьную, ведь значительная часть проблем школьной дезадаптации порождена психологическими трудностями ребенка.
     Поздние дети в многодетных семьях не страдают от одиночества. Большой семейный клан, старшие братья и сестры для них — надежный тыл. Да и родителям спокойней, когда они понимают, что в случае чего об их маленьком сыне или дочке есть кому позаботиться.
     Все это создает гораздо более благоприятные условия для психического и интеллектуального развития ребенка. Может быть, поэтому среди великих людей первенцев не так уж и много? Так, великий русский ученый Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен — седьмым. Испанский классик Сервантес — четвертым, Чехов — третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, назван в летописи четвертым из сыновей (следовательно, в семье имелись еще и дочери). Выдающаяся женщина екатерининской эпохи княгиня Дашкова родилась четвертой. Кстати, и наш нынешний президент Владимир Путин — поздний ребенок. И тоже не первенец.

     Из досье «Няни»

     Сейчас часто можно услышать, что при поздних беременностях очень высок риск родить ребенка с синдромом Дауна. Но статистика свидетельствует о другом. «Вероятность этого на удивление мала во всех возрастах, несмотря на шумиху, поднятую в последние годы, — пишет американская исследовательница Жаклин Кейзан. — У детей, рожденных сорокалетними женщинами, вероятность заболевания составляет 1 на 100, а у женщин до тридцати — 1 на 1000». В российских учебниках для медицинских вузов мелькает цифра 3% (при родах в возрасте 45 лет), то есть 3 на 100, что тоже не так уж и много.

     Хроника поздних родов

     В 30-е годы была изобретена гормональная терапия. Врачи стали делать инъекции экстракта мочи беременных кобыл (позже названного Premarin и применяемого женщинами в период менопаузы) группе бесплодных женщин. Некоторые из них смогли забеременеть.
     В 50-е годы появилось экстракорпоральное (вне организма человека) оплодотворение.
     Через десять лет появляются препараты, которые улучшают фертильность (дни, когда можно зачать). Оральный препарат Clomid прописывают чаще всего.
     В 1978 году родилась Луиз Браун — первый «пробирочный» ребенок. Британским врачам удалось добиться оплодотворения яйцеклетки в пробирке и имплантировать ее в тело матери.
     В 80-е годы ученые научились не только извлекать и оплодотворять яйцеклетки, но и замораживать эмбрионы, хранить их долгое время. Созданы две новые разновидности оплодотворения: в одном случае сперма и яйцеклетка запускаются в маточные трубы, где и происходит оплодотворение; в другом — эмбрион сначала растет в пробирке и только потом имплантируется в матку.
     Развитие процедур, улучшающих фертильность, ставит этические проблемы перед врачами 90-х годов. Жительница Калифорнии 63 лет, скрывая свой настоящий возраст, беременеет при помощи донорской яйцеклетки и становится матерью здоровой девочки. На данный момент это самая пожилая зарегистрированная женщина в мире, родившая ребенка.

     Из досье «Няни»

     Согласно результатам последних исследований артериальное давление детей напрямую зависит от возраста матери.
     Эта закономерность была установлена специалистами из медицинской школы Гарварда, которые уже обследовали более 300 новорожденных. Согласно результатам обработки первых данных на каждые дополнительные пять лет возраста матери давление у ребенка повышается на 1,5 миллиметра ртутного столба. По словам одного из авторов исследования доктора Мэттью Гиллмана, точную причину повышения давления у детей установить пока не удалось. Предположительно винить в этом следует нарушение продукции гормонов у женщины, на фоне которого протекает возрастная беременность, и снижение функции плаценты.

     
     План исследований для «поздних» мам:

     на 8—12-й н. б. (здесь и далее н. б. — неделя беременности) — биопсия хориона — анализ ворсинок хориона, будущей плаценты. Результаты — через 2—3 дня;
     на 11—14-й н. б. — УЗИ матки;
     на 16—20-й н. б. — анализ крови женщины на гормоны крови (альфа-фета-протеин и хорионический гонадотропин). Результаты через 2 недели;
     на любом сроке с 16-й н. б. до конца беременности — амниоцентез — исследование амниотической жидкости. Результаты — через 3 недели;
    l 20-24 н. б. — УЗИ;
    l на любом сроке с 20-й н.б. до конца беременности — кордоцентез, исследование клеток ткани пуповины. Результаты через неделю.

     Из досье «Няни»

     Возможно, возраст влияет на пол ребенка. Женщины, мечтающие о сыновьях, как правило, тянутся к зрелым мужчинам! Ученые из Великобритании обнаружили, что женщины, чьи мужья старше их на 10—15 лет, рожают первого ребенка мужского пола в два раза чаще, чем те, у которых мужья их ровесники или моложе.
     Исследования показывают — дети взрослых родителей лучше учатся в школе и среди них больше лидеров. Насчет гениев сложнее. Последние при рождении чаще бывают недоношенными, что тоже не редкость при поздних родах. У позднерожденных детей «осмысленное» консервативное воспитание — родители умудреннее. В результате формируется личность, социально несколько обособленная, эмоционально замкнутая, но при этом стремящаяся максимально контролировать ситуацию. Одним словом, начальник.

     Комментарий психолога

     Как правило, мотивы материнства в двадцать и тридцать лет отличаются. Для ранних родов более характерна пассивная материнская позиция. Это обычно отражается в рассуждениях типа: «Раз уж так случилось, буду рожать», «Если уж супругам положено заводить детей, то почему не теперь...».
     В зрелом возрасте, как правило, решение родить более осознано. Женщина достигает определенных карьерных успехов, стабильного материального положения. Она уже состоялась как личность, а следовательно, значительно больше может отдать ребенку как в эмоционально-личностном плане, так и в плане материальных удобств. Поздняя мама перешла определенный рубеж, активное общение и «светские» радости уже не имеют первостепенного значения в ее жизни, нет ощущения, что уход за ребенком — жертва. Женщина готова искренне наслаждаться материнством, ее отношение к ребенку более снисходительное, он любимец и баловень. Надо отметить, что и отцы этого возраста более активны. Они с нетерпением ожидают малыша, оказывают более значимую помощь и поддержку во время беременности.
     Однако нередко за решением родить в позднем возрасте осознанно или неосознанно скрываются совершенно другие причины. Это может быть желание сделать перерыв в застопорившейся карьере или попытка решения внутрисемейной проблемы: «склеить» свои разрушающиеся отношения с мужем или партнером, возродить былые чувства. Иногда женщина принимает решение о рождении ребенка с сознательной целью удержать в семье мужа, собирающегося оставить ее. Более тонким, но также неблагоприятным мотивом выступает попытка рождением ребенка заместить эмоциональный дефицит из-за неудовлетворенности браком, внешне благополучным или даже «престижным», отношениями со старшими детьми или отсутствием личной жизни. Бывает, что решение родить ребенка идет из-за тяжелой болезни или гибели старшего ребенка.
     Во всех этих вариантах перед «новым» малышом заранее как бы ставится определенная задача, и мать, не всегда полностью осознавая это, использует или пытается использовать его для достижения определенных целей.
     Но в большинстве случаев ребенок не решает, да и не может решить предписанных ему задач. И здесь начинают действовать теперь уже отнесенные к личности ребенка эмоции разочарования, недовольства, весь тот сложный эмоциональный комплекс отношений, который в психологии именуется комплексом «не оправдавшего надежд».
     Конечно, всем этим обстоятельствам нельзя придавать фатальную роль. Хотелось бы пожелать будущим мамам всегда, в любой, как в самой благоприятной, так и трудной, конфликтной ситуации быть внимательными к самим себе. Как это ни удивительно, но чем лучше мы знаем самих себя, тем в более благоприятной психологической атмосфере появляются на свет наши дети.

Журнал "Няня", 2002 год, №11

http://www.nanya.ru/opit/7702