Чем запивать воду?
Петр Образцов
Чем больше жажда, тем больше денег уходит из вашего кармана...
Мечты, мечты…
Как мы мечтали о ней в детстве! Какие очереди выстаивали в середине 60-х на американскую выставку, где стоял автомат с «Кока-Колой» и бесплатно выдавал порцию темно-коричневой жидкости с необыкновенным вкусом! Уже потом в нашей торговле появилась «Пепси-Кола» из разведенного порошка, а в начале 90-х годов прошлого века и волшебная «Кока-Кола», и «Фанта», и «Севен-Ап», и прочие «Миринды». Простой же газировки за копейку из сатуратора давно уже не купить. Но пить-то хочется, да и просто надо — врачи советуют выпивать в день не меньше 7 стаканов воды. В переводе на «коки» это полуторалитровая бутылка. Ну вот и спросим себя, а что будет, если выпить такую бутылку?
Что у них внутри
Для начала хочу сообщить, что 1,5 л разной цветной жидкости мои знакомые дети выпивают легко и даже с превышением. Племянник запросто за летний день «осваивает» 2-литровую бутылку. При этом объясняет свой подвиг очень просто — пить хочется. С чего бы это? А вот давайте посчитаем.
Нельзя не признать, что составленные по западным стандартам этикетки всех этих напитков содержат исчерпывающую информацию, причем нет оснований сомневаться в справедливости этой информации — пока случаев заболевания от «Фанты» не отмечено. Но приглядимся к этикетке хоть того же «Спрайта». Начнем с конца. Написано: «консервант бензоат натрия». Здесь ничего страшного, нормальный консервант природного происхождения, содержится, например, в обычной клюкве. Хотя сейчас получают вовсе не из клюквы, а синтетическим путем, но и это нормально. Далее сказано: «натуральные ароматизаторы». Проверить не можем, но, скорее всего, это действительно так, хотя бы потому, что ароматизаторы из природного сырья недороги и нет смысла заменять их на искусственные.
Идем дальше. В качестве регулятора кислотности ООО «Кока-Кола Эйчбиси Евразия», производящее эти напитки, использует лимонную кислоту. Конечно, не из лимонного сока, но все равно природного происхождения, сейчас лимонную кислоту производят микробиологическим путем. Выведены специальные штаммы микроорганизмов, которые превращают разные пищевые отходы в ценную и вкусную кислоту. Кстати, очень часто на различных пищевых товарах, в состав которых входит лимонная кислота, указано ее обозначение по международной классификации — Е 330. Некоторые полагают, а бессовестные политиканы подхватывают это рассуждение, что «индексы Е» представляют собой шифровку для ядовитых компонентов пищепродукта. Поверьте, это не так, просто на небольших этикетках трудно записать длинные химические названия соединений, входящих в состав бисквита или напитка. Поэтому международное сообщество и придумало для всех таких веществ специальные индексы. Какое вещество соответствует данному индексу, можно выяснить по справочникам, они есть в свободной продаже.
Дальше на этикетке сказано о содержании в напитке диоксида углерода — это обычная углекислота, дающая пузырьки при открывании бутылки — тут тоже вроде все ясно. А теперь мы подошли к самому интересному.
Сироп для жажды
В состав «Спрайта» входит сахар. То, что сахар — «белая смерть», все знают, как и то, что ничего страшного в сахаре нет, если его не переедать. Даже наоборот, некоторое количество сахара человеку необходимо каждый день. Сколько же этого сахара в стандартной банке объемом 0,33 л или бутылке объемом 0,5 л? Исходные данные возьмем с самой этикетки.
Совершенно очевидно, что кроме сахара (сахарозы, если по-научному) в напитке никаких углеводов нет, ни крахмала, ни целлюлозы. А углеводов, согласно этикетке, там 10 г на 100 мл. Итак, 10 граммов сахара. Стандартный кусок сахара весит 5,5 г — это легко вычислить, даже не взвешивая сахар на точных весах. В обычной пачке рафинада весом 1 кг находится 180 кусков сахара (можете проверить). Делим и получаем примерно 5,5 г.
А теперь самое интересное. Простой расчет по этим исходным дает, что в стандартной банке содержится 6 кусков сахара, а в бутылке — даже больше 9 (!) кусков. И это не предел. В некоторых из этих «кол» содержится еще больше сахара. В банке — 7 кусков, в бутылке, страшно сказать, до 11! В 2-литровой «Фанте» и т.п. — ужас, стакан сахара с верхом!
Теперь понятно, почему пить хочется даже после литра «Фанты». Все эти напитки — не для утоления, а для возбуждения жажды. Наша несчастная молодежь пьет, в сущности, почти что сахарный сироп. Ладно бы только неутоленная жажда, но столь большое количество сахара провоцирует ожирение и, еще хуже, диабет, который уже начали относить к самым распространенным болезням ХХ1 века. Что же делать? Один способ предложила сама компания «Кока-Кола», отзываясь на шквал жалоб по поводу высококалорийности своих товаров. Естественно, что этот шквал возник на Западе, у нас звучат лишь отголоски этой кампании. Так вот, «Кока-Кола», а также и ее конкурент «Пепси-Кола» придумали замену сахару. Чтобы придать своим напиткам сладость, в них теперь добавляют различные «несахарные» подсластители, от давно известного сахарина до новомодного аспартама. В результате получается та же «кола», но «лайт» (легкая) или «дайт» (диетическая).
Мерзкая сласть
Сахарин, совершенно искусственный подсластитель, придуман еще до Второй мировой войны. В результате длительных исследований установлено, что злоупотреблять этим веществом не стоит, в значительных количествах сахарин вреден. Однако злоупотребить сахарином довольно сложно, это вещество в сотни раз слаще сахара, и добавляют его в напитки или кексы в весьма небольших количествах. Другое дело, что вкус сахарина несколько отличается от чисто сахарного, ощущается некоторая даже горечь. Многим это нравится, но дело не в этом. Впрочем, сначала об аспартаме.
Аспартам — это так называемый дипептид фенилаланин, вполне природное вещество. Вещество совершенно безвредное для большинства людей, за исключением больных фенилкетонурией, страшной болезнью мозга. Поэтому на товарах с аспартамом фирмы-производители обязаны писать: «содержит фенилаланин» или «не для больных фенилкетонурией». Надо сказать, большинство фирм так и делает — посмотрите на этикетки жевательных резинок «без сахара», там меленькими буквами так и написано. Аспартам тоже в сотни раз слаще сахара, и добавляют его совсем немного, но…
И сахарин, и аспартам чрезвычайно выгодны для производства напитков. Представьте себе, что вместо мешка сахара в бак с будущей «колой» надо высыпать всего лишь кружку подсластителя. Каждому понятно, насколько проще производственный процесс, насколько меньше нужен склад и т.д. Поэтому-то западные, а теперь и множество наших фирм так увлеклись подсластителями, а вовсе не из-за заботы о нашем здоровье! Возьмите наугад любой напиток в магазине, и в 9 случаев из 10 он будет на аспартаме. Даже в тех случаях, когда такого в принципе не должно быть, например при производстве кваса. Квас по определению напиток брожения, а бродит в нем только сахар, аспартам тут ни при чем. Так что если увидите на этикетке кваса слово «аспартам» (или маскировочное «нутрисвит»), знайте, это не квас! Это сладковатый раствор коричневого красителя с добавкой лимонной кислоты Е 330.
Да, но зато теперь мы утоляем жажду и не перегружаем себя калориями, скажет кто-то. Что ж, в отношении калорий все правда, их в «лайт» и «дайт» практически нет, поскольку отсутствует калорийный сахар. А вот первое утверждение, увы, совершенно неверно! После употребления напитков с подсластителями во рту остается довольно мерзкое ощущение приторности, которое так и хочется снять... новой порцией напитка. Попробуйте сами и убедитесь. А объясняется все очень просто: во-первых, слюна плохо удаляет остаточный подсластитель со слизистой рта, и, во-вторых, на заводах часто передозируют подсластитель. Действительно, при таком уровне сладости нетрудно его и перебухать. И в результате опять напиток для возбуждения жажды.
Бесцветная альтернатива
Впрочем, альтернатива есть. Это обычная бесцветная несладкая вода, с газом или без (газ здесь, напомним, обычная углекислота). Вот такие напитки реально избавляют от жажды. Имя им — легион. Отечественные «Ессентуки» и «Нарзан», минеральная вода типа «Боржоми», заокеанские «БонАква» (компания «Кока-Кола») и «Аква Минерале» (компания «Пепси-Кола»). Однако и в этом случае производители не удержались от передергивания и прямого обмана. Например, на этикетке «Аква Минерале» изображена красивая заснеженная гора, чуть ли не Джомолунгма, так что покупатель невольно ассоциирует эту водичку с чистым горным источником. Но из чтения текста этикетки (конечно, написанного микроскопическими буквами) следует, что вода добыта из артезианской скважины в Солнечногорском районе Московской области, на территории свободной экономической зоны «Шерризон»! Каждый, кто бывал в аэропортах «Шереметьево», а именно рядом с ними и расположена эта зона, подтвердит, что с горами там туго.
Мало того, вода еще и совершенно не «минерале». Я отлично понимаю, что в ответе на критику компания «Пепси-Кола» будет писать, что она и не говорила «минеральная вода», а написала лишь ничего не значащее слово «минерале». Но я также отлично понимаю, и понимаю, что компания «Пепси-Кола» это понимает, что…тьфу! Как вычурно приходится изъясняться для разоблачения этих имитаторов! Так вот — согласно определению, «минеральными водами считаются воды, содержащие в растворенном виде более 2 г/л минеральных веществ и 0,25 г/л газообразных продуктов» (З.В. Коробкина «Товароведение вкусовых товаров». М., «Экономика», 1986). В «Акве» же всего-то 0,01 — 0,25 г/л этих самых солей — примерно столько же, кстати, в обычной водопроводной воде. Справедливости ради, это вкусная и качественная, хоть и не «минерале», вода.
Сформулируем вывод. Итак, для утоления жажды мы категорически не рекомендуем все «колы» и прочие «фанты» и «спрайты». Чтобы удовлетворить потребность организма в жидкости, следует пить настоящий квас (без подсластителей) или любую прозрачную воду в бутылке. Или кипяченую из-под крана — так еще дешевле
.
Петр ОБРАЗЦОВ, кандидат химических наук
P.S. Когда данные заметки были уже написаны, в прессе появилось новое сообщение, касающееся аспартама. Цитирую: «Итальянские ученые из Центра по изучению рака им. Чезаре Мальтоне обнаружили, что аспартам тоже может способствовать развитию нескольких видов рака… Это вещество распадается в организме не только на две аминокислоты — аспарагиновую и фенилаланин, но еще и на метиловый спирт. Из последнего и образуется канцерогенное вещество — формальдегид».
Журнал "Физкультура и спорт"