Поговорим о девочках

Мы много говорим о Любви, много поем, много пишем стихов, много говорим «Я люблю тебя!». Все женщины хотят быть любимыми и обожаемыми, чтобы их носили на руках, лелеяли, охраняли и ласкали.

Это абсолютно правильное желание – чисто женское желание, потому что женщина, как будущая мать, как та, которая будет воспитывать детей молоком своей груди, своим телом – первая, кто должен это не то чтобы понимать умом – чувствовать это сердцем, душой. Это безмерно важно – чтобы это желание большой и светлой любви внутри женщины не было бы уничтожено ни родителями, ни окружающими людьми не социумом. Это так сказать первичная забота о женщине. Принято считать, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойней. Да и матерям их понять проще – все-таки женская психология… Но при ближайшем рассмотрении, как это часто бывает, оказывается, что подобные взгляды не соответствуют действительности. Когда задумываешься о воспитании всерьез, то выясняется, что еще неизвестно, чьим родителям легче: мальчиков или девочек.

Ни для кого не секрет, что все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Восприятие всего происходящего у них тоже различно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются.

Женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его – по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс. Женская энергия, как и женский организм, предназначена для длительных процессов.

Женщина 9 месяцев носит ребенка, затем много лет ухаживает за ним. Благодаря своей женской энергии, она всегда видит любое изменение в доме и может регулярно вести хозяйство. Это тяжело для мужчины, которому необходимы отрезки. Мужчина начинает дело, а потом стремится его закончить. После окончания ему необходимо восстановить силы, настроиться на следующую деятельность. Женская энергия дает девочке способность к состраданию, сопереживанию. Чем больше родители требуют от девочки мужской реализации и поведения, тем жестче, резче и сдержанней она становится.

Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитываемые дети тоже чаще мальчики.

По данным учёных нейропсихологов-нейрофизиологов В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман, мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки, по отношению к ним речь взрослых чаще содержит прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый…). Также отмечается, что у мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства»: кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.

Кроме того, существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определённые отделы мозга.

Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга. Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

«О пользе сказок»

Каждый ребенок любит слушать сказки, погружаться в этот волшебный мир, полный чудес и приключений. Девочки представляют себя принцессами, а мальчики принцами.

Наверное, каждый родитель знает, что сказки читать и рассказывать ребенку надо. Но каждый ли знает, почему надо? Мне кажется, что именно оттого, что не все знают ответ на этот вопрос, некоторым родителям не хватает времени на сказки, а другие говорят: «Сейчас время такое, что не до сказок. Нужно научить ребенка выживать в этом жестоком мире». Другими словами, многие думают, что сказки создают вокруг ребенка некую «пелену розового тумана», отдаляя его от реальности. Но это не совсем так. Рассказывание сказок необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации.

Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

область отношений между людьми;

инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;

сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;

рекомендации по противостоянию стрессу;

типологии людей и способов влияния на них;

духовное развитие человека;

мужская и женская психология.

Сценарий вашей жизни уже написан вами. Вы начали писать его, едва родившись, а к 4 годам определили основные моменты его содержания. К семи годам вы внесли в сценарий все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты.

Став взрослым, мы не помним начало нашего сценария. Возможно, вплоть до настоящего времени вы и не осознавали, что сами написали сценарий вашей жизни.

Откуда ребёнок может черпать материал для своих фантазий?

Конечно, из сказок! Детьми мы часто отождествляли себя со сказкой и фантазировали, что если сделать нашу жизнь такой же как в сказке, мы можем закончить её спокойно и счастливо. В сказках, чтобы стать счастливым, нужно сначала выстрадать своё счастье. Например, чтобы выйти замуж за принца, нужно съесть отравленное яблоко или уколоться веретеном или проспать мертвым сном 100 лет.

Положительное значение сказок заключается в том, что они дают детям чувство власти и контроля над своей жизнью в тех случаях, когда они чувствуют себя беспомощными. Их отрицательное значение во первых в том, что предлагаемое решение имеет волшебный характер и не работает в реальной жизни. И второе, сказка навязывает образ, жесткие рамки характера, выбранного героя, стиль поведения. Порой во взрослой жизни мы удивляемся – «Откуда это у меня?». В сказках мы можем найти стандарты поведения, например, для девочек, девушек, женщин.

Сказки для девочек: Красная Шапочка, Маша и Медведь, Три медведя, Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Смысл их – девочка не должна выходить за околицу, т.е. за пределы домашнего мира. Во внешнем мире её ждут Волк, Медведь – образы мужской, физической агрессии или смерть –Баба Яга. Только внутри дома комфортно, спокойно и безопасно, поэтому именно в этом пространстве девочка может безболезненно для себя строить свою будущую жизнь.

Сказки для девушек: Мороз Иванович, Крошечка Хаврошечка, Василиса Прекрасная, Морозко. Это сказки, повествующие о древних обрядах инициации. Девушки обычно в сказках проходят три испытания, которые чаще всего проверяют навыки домашнего труда. Это дом прибрать, обед приготовить, рубашку сшить, а главное по меньше спрашивать, «не совать нос». В награду получит девушка подарок – приданное (сундук, бриллиантик). Девиз этих сказок: Лучшая из девушек та, что работает не покладая рук.

Сказки для невест: Сивка-Бурка, Кащей Бессмертный, О Иване царевиче и Сером волке. Зазорным считалось в девках засидеться, поэтому девушки сами активность проявляли. Например, в сказках невесту похищали злые сказочные персонажи, а жених шёл искать за тридевять земель. Невеста не сидит сложа руки всячески помогая жениху себя вызволить. Помогает советом, либо выведывает у своего поработителя (Кощея Бессмертного) его самые сокровенные тайны, где смерть его спрятана. А иногда и к Бабе Яге за помощью пошлёт за волшебным клубком. Баба Яга один из самых ярких женских сказочных образов. Яга испытывает героев, зачастую помогает тем, кто выдержал испытания. Часто из её рук герой сказки получает волшебный клубок, путеводная нить которого указывает верную дорогу к счастью.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Елена ИВАНЧЕНКОВА,
детский психолог семейного центра «Островок тепла»

Журнал "Топ-Малыш"

http://www.top-baby.ru/rubriki/pedagogi … s_414.html